Видео - тут:
Текстовая версия:
Как демократия в Испании родилась из
рукопожатия фашиста и коммуниста, фундамент мировой демократии заложил
документ, подписанный самым гнусным королем Англии, и почему хорошие адвокаты
вытаскивают из тюрьмы злодеев. Писатель Уоррен, социолог Зиммель и философ Кант
о том как в России противостоять унылым трендам @безнадега.ру и @выходанет
Политический
и социологический пейзаж современной России рождает у нормальных людей либо
глубокое уныние, либо тоскливое отчаяние, либо твердое намерение свалить куда
подальше. Впереди – «Путин навсегда», сгущающийся фашизм, агрессия власти,
одичание и оскотинивание популяции, …. Короче те самые @безнадега.ру и @выходанет.
Я приведу
четыре фразы людей, которые не были знакомы с ситуацией в путинской России,
поэтому не могли дать нам совет как нам вылезти из того дерьма в которое
путинизм загнал Россию. Но их идеи полезны тем, что они показывают как избежать
ошибок в том случае, когда откроется окно возможностей, а оно наверняка
откроется.
Итак:
„Ты должен сделать добро из зла,
потому что его больше не из чего сделать.“ —
Роберт Пенн Уоррен, писатель.
«Враждебность, наряду с симпатией, является
основой человеческих отношений» - Георг
Зиммель, социолог.
«Три вещи помогают перенести тягости
жизни: надежда, сон и смех». Иммануил Кант, философ.
«Тот, кто становится пресмыкающимся
червем, может ли потом жаловаться, что его раздавили?» - Иммануил Кант.
Один из
самых ярких примеров того, как величайшее благо рождается из недр величайшей
гнусности – Великая хартия вольности, которую считают фундаментом не только
британской, но и всей современной демократии. Ее подписали король Иоанн
Безземельный и бароны. Иоанн Безземельный – по мнению его современников, да и
сегодняшних историков – самый мерзкий король во всей Английской истории.
Среди его «подвигов»
- многочисленные подлые убийства и предательства.
Когда его брат, Ричард Львиное Сердце попал в плен, Иоанн Безземельный платил сначала
австрийскому герцогу, а потом германскому императору деньги за каждый день,
проведенный Ричардом Львиное Сердце в плену. Т.е. не только там с Ричарда
затребовали выкуп, Иоанн доплачивал, доплачивал за каждый день и деньги, очень существенные.
Вот так ему хотелось побыть у власти. Так было страшно, что брат вернется и
придется власть отдать. Видимо, также страшен ему был племянник — Артур
Бретонский, который по тогдашним законам, как сын предыдущего, более старшего
брата, среднего брата Иоанна Безземельного должен был наследовать престол. Поэтому
Иоанн Безземельный убил племянника. Гнусность этого короля «воспета» Шекспиром,
Айзеком Азимовым и зафиксирована многими историками и писателями.
С другой
стороны тоже были далеко не ангелы, а вполне типичные бароны-разбойники. Они
пытались подослать к Иоанну убийц, но
попытки успехами не увенчались. Главная проблема восставших баронов заключалась
в том, что его было некем заменить. Одно дело - бунтовать против короля, если
во главе вашего войска стоит кто-то с легитимными правами на престол.
Совершенно другое - когда монарх успел благополучно истребить всех
потенциальных конкурентов и создал вакуум власти.
Из столкновения
вполне сволочных, шкурных интересов короля и баронов родился документ, в
котором было много сугубо мусорных статей, но было и то, из чего выросла
демократия Запада.
Самыми известными параграфами
считаются 39-й и 40-й.
"Ни один свободный человек не
будет арестован, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, или
отправлен в изгнание, и мы (мы - это Иоанн, король Англии), не пойдем против
него, и не пошлем против него (своих людей), а только после законного суда
равных ему, или по закону страны".
"И да не будет ни один лишен
права на правосудие, и ни для кого мы его не будем оттягивать».
Другой, не
менее известный пример рождения блага из кучи всякого разного – Пакт Монклоа.
Символами
«пакта Монклоа» стало рукопожатие лидеров франкистов и коммунистов, а также
фраза генсека испанской компартии Сантьяго Каррильо о республиканском флаге:
«Ни один кусок раскрашенной материи не стоит того, чтобы испанцы вновь
проливали кровь испанцев».
Главные
участники этого пакта тоже не были «воинами света». Король Хуан Карлос Первый
был, конечно, не такой мерзавец как Иоанн Безземельный, но все же… Принял
корону из рук диктатора Франко вопреки династическому праву, по которому
королем должен был стать его отец - Хуан де Бурбон, граф Барселонский. Другой ключевой
участник и организатор пакта Монклоа был председатель правительства Адольфо
Суарес, член партии Испанская фаланга, исповедовавшей идеологию испанского
фашизма.
Вот из этого
сора, из рукопожатия франкистов и коммунистов из конструкции, созданной
королем, принявшим корону из рук диктатора, в обход отца, при участии выходца
из фашистской партии, - родились мир и демократия в Испании…
В сказке
Шварца Ланселот победивший Дракона сам в него превращается и становится
очередным источником несвободы. Реальное пространство свободы образуется в зоне
конфликта двух и более Драконов, или Ланселотов, неважно. Именно этого не
поняли 30 лет назад победители Красного дракона коммунизма, отказались от
создания конструкций, ограничивающих власть «хорошего» президента, создали суперпрезидентскую
Конституцию, не создали реальное разделение властей, независимый суд и
общественное телевидение и в результате «демократический Ланцелот» сначала
как-то незаметно оброс чешуей, отрастил хвост и лишние головы, а потом и
предстал в виде нового Дракона, только не красного а коричневого цвета…
Суть и ядро демократии – постоянно создаваемые
и самовоспроизводящиеся позиционные конфликты, основанные на разделении
властей, системе сдержек и противовесов, независимости суда, свободе слова и
политических объединений.
Именно эта созидательная конфронтация
лежит в основе любого нормального общества и выглядывает изо всех его щелей.
Она, эта
конфронтация, может выглядеть отвратительно, но она тот сор, та почва, из
которой растут цветы демократии. А вот на каменистой почве абсолютного
монопольного добра ничего хорошего не произрастает.
Возьмем независимый
суд, в основе которого в том числе лежит состязание адвоката и обвинителя.
Какой гнев вызывает адвокат, стремящийся избавить от тюрьмы отъявленного
мерзавца, как, например, великий адвокат Владимиров, когда он защищал жандармского
полковника, обвиненного в растлении. Но это и есть торжество принципа
естественных прав человека, из которого
не может быть исключений. Альтернатива – «правосудие» от Вышинского или «басманное
правосудие» от Путина….
Вот этот механизм
производства добра из зла настолько многообразен и важен, что я планирую его
раскрыть на конкретных примерах в цикле дискуссий в рамках программы «Россия
после Путина».
Что же
касается распространенного сейчас настроения всепропало, выходанет и безнадега.ру,
то еще раз привожу слова Канта:
«Три вещи помогают перенести тягости
жизни: надежда, сон и смех».
«Тот, кто становится пресмыкающимся
червем, может ли потом жаловаться, что его раздавили?»
Рассчитываю на то, что мои программы помогают поддерживать надежду, иногда вызывают улыбку, ну, а если от них кого-то клонит в сон – тоже неплохо.
2202 2003 5238 6609 - карта Сбербанка
5106 2180 3035 4666 - карта Яндекс.Деньги
Судебную власть в Испании почти полностью контролируют франкисты. Так, что демократия в Испании относительная Примерно, как в Азербайджане
ОтветитьУдалитьУважаемый Игорь Александрович продолжает развивать тему "Истоки и смысл русского оптимизма" - спасибо!
ОтветитьУдалитьИсторические примеры любопытны, но, полагаю, у историков найдется масса возражений и уточнений к ним (вот и уважаемый Николай отметил неоднозначность испанской демократии). Дело в том, что описываемая динамика - "не было бы счастья, да несчастье помогло" - представляет собой стихийный, то есть природный, процесс уравновешивания и сочетания противоположных сил. Применительно к истории России это более чем адекватно (надеюсь, что это все-таки шутка), но тогда что утешительного предлагает нам автор? Чем дальше заходит одна сила (а доминирующая ныне зашла так, что, кажется, дальше некуда), тем сильнее будет откат - не то же самое случилось век назад? Вот это настроение - ранее уже отмеченное, "весь мир насилья мы разрушим... а затем..." - нынче едва ли не самое доминирующее. Очень многим кажется очевидным зло, а добро как-то само собой подразумевается - оно попросту обратно злу, не так ли? Нет, не так.
Раздаются, конечно, голоса - давайте обсудим, что да как будем строить. И крайне интересен анонсированный автором цикл "Россия после..."! Но и эти голоса, и одинокие попытки - это тоже и всё ещё стихия, разрозненные природные явления. От них до рабочей модели демократии "пилить и пилить", а на пути к ней - единство и борьба противоположностей во всей их ярости и красоте...
Друзья, всё давно уже придумано. Прогресс обеспечен лишь там, где приложена разумная сила. В политике подобное приложение обеспечивается одним инструментом - политической партией, всё остальное - приложения к ней (бесплодные, если к ней не приложены). Если на сегодняшний день ни одна партия (в расширенном смысле слова) не выражает ваши интересы, не стоит думать, что после внезапного развала режима возникнет разумный консенсус - не возникнет; будет только хуже (как всегда случается в спешке). История не знает исключений: к власти придет сила, способная эту власть взять и удержать. Будет ли она разумной?
Со своей стороны могу сказать: в России есть такая партия, которая последовательно направлена на демократическое будущее. К ней накоплено немало претензий с разных сторон, о ней можно спорить, но именно у нее (и лишь у нее) есть разработанная (профессионалами и учеными) платформа построения отвечающего современным представлениям цивилизованного общества. Равно как и трезвая оценка происходящих событий. В этой партии собраны разные по характеру и темпераменту люди, но все они в ней не случайно, и сложно среди них найти тех, кто не выдерживает даже внешней (по отношению к самой партии) критики. Я говорю о "Яблоке". Знаю, что у многих вызывает такое признание, не стоит повторяться, господа. Вам не нравится "Яблоко"? Сделайте своё, лучше! Или, хотя бы, найдите что-то иное, сколь-нибудь сопоставимое в том контексте, что в этом комментарии обсуждается. А если ничего не находится - не сочтите за труд, найдите и почитайте "яблочную" платформу и поспорьте с ней (а не со мной)... Или, опять-таки, напишите свою, лучше!
Однако есть еще одно - едва ли не более серьезное - возражение к рассуждению Игоря Александровича. Дело в том, что приведенные им примеры относятся в внутренней динамике - событиям в рамках одной страны. Даже в двадцатом веке эти рамки не раз оказывались тесны. И тогда возникало глобальное (или, как тогда говорили, мировое) уравновешивание.
ОтветитьУдалитьГлавная опасность текущей ситуации заключается в том, что господствующий режим приобрел такую силу, что - в силу диалектических же законов - не удержится во внутреннем пространстве. Признаков его экспансии (в разных видах) более чем достаточно. Для подобных амбиций у природы (и ее к человекам обращенного лика - истории) найдутся свои противовесы, и они уже будут относиться ко всему нашему обществу, ко всей нашей многострадальной стране в целости. Мы разделим эту судьбу независимо от личных представлений о добре и зле, положения на социальной лестнице и искренности оправданий (как это случилось с немцами, к примеру). Сила, не уравновешенная внутри, неизбежно изливается наружу, и в этом потоке все внутренние различия становятся малозначимыми. Она будет приведена к равновесию - да, будьте покойны. Но не стоит думать, что возникшее тогда равновесие будет непременно радостным. Тем более, что его, может статься, и не всем доведется увидеть...
Реальность нетрудно описать, оглядываясь в прошлое, и можно связывать пестрые его нити в угодные нам узоры. Так обойдутся и с нами - наши потомки. Смотреть в лицо будущему, держать курс в штурмующем море - вот достойный вызов. Не время утешать отчаявшихся, их уже не спасти. Время быть надеждой для них - надеждой, которая не заведет в тупик, не обольстит, не обманет.
Таково мое мнение.
"Реальность нетрудно описать, оглядываясь в прошлое, и можно связывать пестрые его нити в угодные нам узоры."
УдалитьТак и напрашивается выражение из известнейшего фильма: "Кароче, Склихасофский!"
Отцу Федору скоро слезать и расплачиваться за колбасу. Поможем его адвокатам? "Не будем пинать дохлого льва"?
ОтветитьУдалитьОчередное крыло бабочки при массаже лба рукояткой грабель?
ОтветитьУдалить...Рассчитываю на то, что мои программы помогают поддерживать надежду, иногда вызывают улыбку, ну, а если от них кого-то клонит в сон – тоже неплохо. БРАВО!СПАСИБО БЛОКУ ИГОРЯ ЯКОВЕНКО!!!
ОтветитьУдалитьПо вопросу "изготовления" добра из зла я не согласен с Игорем Александровичем в "большом философском" смысле. Да, писатель Роберт Пенн Уоррен считал, что добро можно "изготавливать" только из зла. Но почему мы должны с ним соглашаться? А ошибаться он не мог, разве? Может быть, проще бороться (воевать) со злом? А когда зло будет побеждено, добро настанет автоматически. А если не настанет, значит его и не было. Тоже сомнительная философия, но она ничем не хуже философии Р.П.Уоррена. Конечно, умные люди знают, что добро и зло не всегда можно правильно идентифицировать - эти категории умеют принимать обличья друг друга. Из истории известны случаи таких ошибок. Простой пример -- коррупция в России. Порядочные люди благодарят и превозносят Навального за его борьбу с коррупцией, но другие люди, не менее порядочные, обращают наше внимание на то, что чем больше путинские чиновники украдут, тем меньше средств останется у российской власти на борьбу с оппозицией и со всем цивилизованным миром. И, ведь, это правильный подход! Сложилась даже "секта подозревателей Навального". Так что, все очень непросто...
ОтветитьУдалить