Видео - тут:
Текстовая версия, опубликованная на ЕЖе:
Против театра «Современник»
объединились «Ветераны России», «Офицеры России», глава СКР Бастрыкин, Соловьев,
«МК» и SERB. Что значит, когда все эти люди идут в поход на театр. Вспомним наше недавнее
прошлое.
Александр
Бастрыкин поручил проверить спектакль «Первый хлеб» московского театра
«Современник» после жалобы на монолог героини пьесы уральского драматурга
Рината Ташимова в исполнении народной артистки России Лии Ахеджаковой. Глава СК послал театроведов в погонах изучить и дать оценку приведенным в
публикациях прессы и обращениях граждан фактов. Ябедники: «Офицеры России», «Ветераны
России», а также неустановленное число неустановленных граждан, которые,
видимо, все, вместе с семьями купили билеты в «Современник» и были уязвлены
происходящим на сцене в самое сердце. Всем этим конторам и людям мучительно
больно от того что в постановке «чрезмерно используется ненормативная лексика»
и «неприкрытая пропаганда однополой любви». Впрочем, после того как театр убрал
мат из монолога героини Ахеджаковой, ябедники продолжали страдать, теперь уже
главным образом из-за оскорбления чувств ветеранов. Которые ветераны тоже,
видимо все пришли в «Современник» специально чтобы оскорбиться.
Каким образом подчиненные Бастрыкина
собираются выполнять его приказ на момент подготовки данной статьи не известно.
Видимо, они должны прийти на спектакль, сесть на первый ряд и в момент
прочтения того самого монолога взять народную артистку Ахеджакову на месте
преступления. Так сказать, с поличным. Это было бы сильным заключительным
аккордом, после которого путинизм приобрел бы вид вполне завершенный и лишился
бы некоторой недосказанности.
На «Современник»
и персонально на Ахеджакову идет масштабная атака. Для понимания уровня
остервенения приведу несколько цитат из очередного выпуска «соловьиного помета»:
«У нас в театрах засела
такая хрень!... Поляком Коцем срежиссированная… (тут ведь Соловьеву главное, что поляком, то
есть врагом по определению! - И.Я.)
В этом позорище
польском говнецом попахивает».
Ну, и
наконец:
«Ахеджакова – стареющее
посмешище».
Активисты
провластной фашистской группировки SERB пикетируют здание театра «Современник», устраивают акции с похоронными
венками, требуют лишить Лию Меджидовну звания народного артиста России. «МК» и
другие провластные СМИ пишут разгромные рецензии на спектакль.
Речь идет о спектакле
«Первый хлеб», поставленном по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова
молодым польским режиссером Бениамином
Коцем. В пьесе семья татар и семья узбеков живут в «очень маленьком городе на
очень большой реке». Они потерялись в громадных пространствах России и во
времени, застряв между архаикой и современными игровыми приставками. Эта пьеса
о том, что в условиях тотальной несвободы только похожая на юродивую бабушка
Нурия (героиня Ахеджаковой) может позволить себе говорить правду и объявить
войну тому, что главному, что мешает людям – постоянному воспроизводству войны.
Пьеса Рината
Ташимова «Первый хлеб» стала столь ненавистна путинскому официозу и его обслуге
потому что культурно, эстетически противостоит культуре и эстетике государственного победобесия. В том
самом монологе на кладбище героиня Ахеджаковой обращается к могиле Героя
Советского Союза, участника Второй мировой и спрашивает его, за что он воевал,
если война продолжается и ее внук сегодня собирается идти на какую-то очередную
войну, затеянную современными победобесами. Этот монолог вызвал ненависть
холуев режима не обсценной лексикой, которую убрали, а поток ненависти еще
усилился. Спектакль ударил в главный нерв, в болевую точку, в кощеево яйцо
путинской мифологии. В постоянное, ежедневное 9 мая, которое в путинском режиме
перестало быть днем Победы, а превратилось в беспрерывное «можем повторить!».
Ахеджакова вызывает потоки ненависти потому что она своим монологом бьет прямой
наводкой по той войне, которая засела в голове Путина и его холуев.
У «Современника»
- давние традиции эстетического культурного протеста. Можно вспомнить «Всегда в
продаже» Василия Аксёнова, или спектакль «Голый король», поставленный
режиссёром Маргаритой Микаэлян по пьесе Евгения Шварца, за который в 1960 году
после премьеры на гастролях в Ленинграде художественный совет театра был
разгромлен в коллегии министерства культуры, а театр лишился сцены в филиале
МХАТ.
Риторика
того, что сейчас происходит вокруг театра «Современник» заставляет вспомнить постановление
оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года,
после которого произошло исключение Анны Ахматовой и Михаила Зощенко из Союза
писателей СССР и превращение их в неприкасаемых. В этом же ряду – постановление
Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели «Великая дружба» или постановление ЦК от
1 сентября 1946 года о кинематографе, в котором был устроен погром фильма «Большая
жизнь» за «фальшивое изображение партийных работников и современного Донбасса»,
а фильм «Иван Грозный» - за «ложную
трактовку образа великого царя», который выглядит «бесхребетником типа Гамлета».
Происходящее
в культуре сегодня – ремейк позднего сталинизма с несколькими поправками вроде
появления универсальной формулировки про «оскорбленные чувства» и того, что
роль коллективного ЦК сегодня играют то РПЦ, то «Офицеры России», то СКР с
Генпрокуратурой.
Важный
вопрос: почему они пошли громить театр именно сейчас? Не потому ли, почему
Сталин послал Жданова на погром театров, кино и журналов именно в конце 40-х?
Сталин
уничтожал деятелей культуры всегда, но в довоенные годы это не было отдельным и
главным направлением удара, а в конце 40-х погромные антикультурные
постановления пошли косяком. И тому были причины.
Поздний
Сталин сосредоточился на зачистке культуры, во-первых, потому, что к тому
времени уже никакой политической оппозиции в СССР не осталось. Все
троцкие-бухарины и зиновьевы-каменевы давно были убиты, а их сторонники
превращены в лагерную пыль. А вот культурная, эстетическая, стилистическая
оппозиция сталинской культуре, сталинской эстетике и сталинскому стилю
осталась, а значит, ее надо было искоренять.
Во-вторых, вернувшиеся
с войны фронтовики-победители получили возможность посмотреть, как живут люди в
«загнивающей» Европе и это у многих из них вызвало вопросы к «единственно
верному» учению. Чтобы эти вопросы не звучали со сцены театров и со страниц
прессы, культуре срочно надо было надеть намордник.
Вызовы,
стоящие перед путинским режимом сегодня, несколько напоминают те, что стояли
перед сталинским режимом в конце 40-х прошлого столетия. Политической оппозиции
нет. Кто в тюрьме, кто в эмиграции, кто переключился на личную жизнь. В стране
все большую роль стали играть поколения, выросшие при Путине, но к Путину
относящиеся негативно. Для них он – отстойный злой дед, который мешает жить.
Песенку «Я хочу такого как Путин!» сегодня не рискуют ставить на федеральных
каналах во избежание насмешек.
На первый
план выходит культурная, эстетическая и стилистическая оппозиция путинскому
официозу, путинскому стилю и путинской официальной мифологии. По ней и
наносится главный удар. «Современник» и Ахеджакова явно не последние…
2202 2003 5238 6609 - карта Сбербанка
5106 2180 3035 4666 - карта Яндекс.Деньги