Надеюсь, что
предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу
изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не
обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее
обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области
принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной
инициативы ректора МГУ следует решительно погодить.
Тем более,
что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. И это не только сам
Виктор Садовничий, который возглавляет помимо МГУ, еще и Совет ректоров России,
является членом высшего совета «Единой России» и постоянным доверенным лицом
Путина на всех последних выборах. Неизмеримо большими лоббистскими ресурсами обладает
РПЦ, которая постепенно наползает своим жирным брюхом на такие сферы жизни как
образование, культура, СМИ и даже внешняя политика.
Идея
заставить школьников учить язык, на котором в сегодняшнем мире за пределами
церковной ограды не говорят ни в одной стране мира, очень давно не пишут новых
книг, а те, что когда-то написаны, относятся в основном к богослужению, еще в
прошлом году была выдвинута священником Александром Волковым, пресс-секретарем
Гундяева. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все
равно, это такая важная составляющая», - заявил священник Волков. И добавил: «Это
важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития
молодого человека».
Знание
любого дополнительного языка, в том числе и мертвого, к которым относятся, наряду
с церковнославянским, например, латынь, древнегреческий и санскрит, несомненно,
обогащает. Вопрос, насколько и в каком направлении. Латынь, которая до 18 века
была языком международного научного и культурного общения, просто необходима
биологам, медикам и юристам, поскольку для этих сфер является источником
терминологии. Например, биолог обязан знать и в своих научных трудах указывать
названия изучаемых живых организмов на латыни.
На
церковнославянском никогда не было написано ни одной научной книги. Просто
потому что никакой науки до 18 века в России не было, а когда появилась, точнее
была завезена Петром из Европы, то языком российской науки была все та же
латынь: труды Императорской академии наук до 1809 года издавались на латыни, а
диссертации по медицине в России печатались на латыни до 1860 года. Литература
которая сегодня есть на церковнославянском, это многочисленные акафисты, минеи,
а также Псалтирь, Часослов и тому подобные произведения.
Потратив драгоценные школьные годы на изучение
церковнославянского, молодой россиянин сможет познакомиться, например, с такими
книгами, как «Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой, именуемой «Утоли
мои печали», а также «Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой, именуемой «Млекопитательница»
и другими изданиями аналогичного содержания. Насколько эти и им подобные
произведения жизненно необходимы в современном мире, каждый должен решать
самостоятельно.
Можно было
бы задать вопрос академику Садовничему вопрос, насколько, по его оценкам,
изучение церковнославянского в школах будет способствовать повышению
конкурентоспособности России на мировой арене и в частности в сфере науки. Но я
этот вопрос не стал бы задавать академику Садовничему, поскольку этот человек и
в прошлом и сейчас много сделал и продолжает делать для торможения России, ее
науки и образования. В 80-е годы именно Виктор Антонович Садовничий по
многочисленным свидетельствам был одним из основных проводником политики
дискриминации евреев-абитуриентов при поступлении на мехмат МГУ. В наши дни,
уже став ректором МГУ, Садовничий стал одним из тех, кто настежь открывает
двери науки и образования для РПЦ. «У нас, академического сообщества, общие с
церковью задачи!», - заявил Садовничий в интервью «Интерфаксу».
Школьная
программа всегда была, есть и будет полем конкурентной борьбы между
представителями различных дисциплин. А если смотреть шире, то между
сторонниками разных представлений о будущем страны. В нормальном светском
государстве у церковнославянского языка
есть вполне достойные места – за церковной оградой и на кафедрах филологических
и исторических факультетов. Изучения этого давно мертвого языка в школе – путь к
углублению изоляции, отсталости и дальнейшей клерикализации страны. Именно этого и добиваются такие как ректор МГУ Садовничий.
4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
Как говорил маршал ссср т.Жуков:біороботи дешевше
ОтветитьУдалитьХорошая идея у В.А.Садовничего, я полностью её поддерживаю. И надеюсь что очень скоро в школах введут как минимум 2 часа в день церковнославянского языка.
ОтветитьУдалитьНенавижу ЛЮБУЮ религию. Никакой практической пользы никому она не приносит.
ОтветитьУдалитьИ Дугин был в том же гэу... Похоже это та самая консерватория, в которой что-то не то...
ОтветитьУдалитьУчить надо шумерскую клинопись ибо их бог Ану постарше и Христа и Яхве будет
ОтветитьУдалить