Неединая Россия – 18.
О месте регионализма в системе
ценностей
Опубликовав
в конце минувшего года мою статью «Игла Кащея спрятана глубоко», редакция «After Empire» разместила в конце свой
комментарий, в котором выразила несогласие с позицией автора. Протест редакции
вызвал вот этот тезис: «Чтобы Россия начала движение в сторону от империи надо
вернуть Крым Украине без всяких обсуждений и референдумов». В своем комментарии
редакция «After Empire» не стала выбирать выражения и адресовала мне самое страшное
ругательство в своем лексиконе. Таким ругательством для регионалиста, а «After Empire» отстаивает именно регионалистские
ценности, является обвинение в имперстве.
Спор с
«редакцией» вызывает у меня длинный список неприятных воспоминаний, когда мои
статьи громили на редколлегиях, а мое персональное дело разбирали на собраниях.
Любой, проживший в СССР большую часть жизни, и проработавший в советской
печати, меня поймет. Поэтому я бы предпочел дискутировать не с безликой
«редакцией», а с конкретным человеком, тем более, что автором редакционного
комментария является уважаемый мною редактор данного издания Вадим Штепа. Это
уточнение не только упрощает дискуссию, но и имеет прямое отношение к ее
предмету, о чем будет сказано ниже.
Итак, Вадим
Штепа написал в своем комментарии к моей статье: «Требование «вернуть Крым
Украине» без учета мнения его жителей означает все то же имперское мышление,
где важнее всего «государственная принадлежность» территории, а местное
население не имеет никакого права голоса. С точки зрения регионалистов,
определять будущее своей земли должны сами местные жители – как в Крыму, так и
в Каталонии, Татарстане, Кёнигсберге…».
В данном
случае мы имеем два предмета дискуссии: частный и общий. Частный – Крым, общий
– место регионализма в системе ценностей современного мира. С Крымом, на мой
взгляд, все не так сложно, как это часто выглядит во внутрироссийских
дискуссиях.
Требование «вернуть Крым» означает не имперское мышление, как
полагает уважаемый Вадим Штепа, а мышление правовое, а кроме того элементарную
порядочность и чистоплотность. Поскольку аннексия Крыма – это международное
преступление, совершенное путинским режимом и персонально Владимиром Путиным.
Аннексия Крыма породила тот взрыв имперских настроений в России, который делает
мою страну крайне опасной для всего мира и укрепляет диктатуру фашистского
типа. Поэтому любые попытки сдвинуть страну в сторону демократии должны
включать в число первоочередных шагов безоговорочный возврат Крыма Украине
путем признания юридически ничтожными всех актов, по которым эта
территория была признана частью РФ.
Обсуждению
могут подлежать только сроки восстановления украинской юрисдикции на территории
полуострова и те меры, которые должна принять Россия по компенсации ущерба,
нанесенного Украине и меры по переселению тех жителей Крыма, которые не хотят
жить в Украине.
Жители
Крыма, несомненно, должны иметь право голоса и возможность определять судьбу
своей территории. Только это не должно реализовываться с помощью оккупации
соседней империей и приходом к власти местного бандита, получавшего до этого на
выборах 4% голосов. Возврат ситуации в правовое русло означает старт серьезной
политической работы регионалистов Крыма за повышение статуса республики в
составе Украины вплоть до образования суверенного государства. Конституция
Украины это позволяет делать через всеукраинский референдум. Крымские
регионалисты могут получить представительство в Верховной Раде, где имеют все
возможности для лоббирования закона, по которому вопрос о суверенитете может
решаться на региональном референдуме. Это тяжелая и не быстрая работа. Украсть
и убежать, конечно, быстрее…
Есть
ценности, и есть процедура их реализации. Я, как и мой оппонент, привержен ценностям
регионализма. Но позиция моего оппонента, судя по всему, предполагает немедленную
и непосредственную реализацию идей регионализма, минуя всякую цивилизованную
процедуру. Причем, регионализм тут же сводится к его крайней форме – к
сепаратизму.
Такое
стремление к немедленному исполнению желаемого свойственно детям, требующим,
чтобы сладкое было дано до обеда, а встреченная на прогулке собачка была
отобрана у хозяина, поскольку ребенок срочно захотел именно ее. Политическая
инфантильность довольно распространенное явление и случается не только у
нетерпеливых регионалистов. Большевизм, например, паразитировал на инфантильном
стремлении к справедливости. Только в отличие от унылых процедур скандинавской
модели «социализма», большевизм учинял «справедливость» сразу, минуя процедуры,
используя принцип «грабь награбленное», итогом чего стало торжество неизмеримо
большей несправедливости.
Путинская империя
умело использует демократические ценности, паразитирует на них и манипулирует
ими, превращая в свою противоположность. В этом она похожа на современную
модель терроризма, который расцвел, паразитируя на ценностях свободы слова и
свободы передвижения. Путинская диктатура, зачистив у себя до асфальта
информационное пространство, требует свободы слова за рубежом для своих
производителей лжи и ненависти типа RT и прочих соловьевых-киселевых.
Эксплуатация
диктаторским режимом демократической по своей сути идеи регионализма не сводится только к спекуляциям вокруг
Крыма. В России любые слова о праве людей решать судьбу своей территории могут
быть расценены властью как уголовное преступление. Что не мешает путинскому
режиму прямо поддерживать и привечать все без исключения сепаратистские
движения и партии, которых в одной Европе насчитывается несколько десятков, причем,
как правило, там они действуют вполне легально, а иногда и приходят к власти.
Регионализм,
как и любая демократическая ценность, имеет сложную, противоречивую структуру и
может нести благо только в случае пакетного использования вместе с другими ценностями
современного демократического устройства.
Слова моего
оппонента «с точки зрения регионалистов, определять будущее своей земли должны
сами местные жители» требуют множества уточнений. Начнем с самых простых. Что
такое «своя земля»? Кто такие «местные жители»? В начале 90-х главой
Краснопресненского района стал Александр Краснов, который провозгласил суверенитет,
в том числе полную власть над землей, недрами и имуществом Красной Пресни, а
также контроль над воздушным пространством над территорией данного района
города Москвы. До создания собственных ВКС, таможни и пограничной службы дело не дошло, поскольку Краснов в 1993
поддержал Руцкого и Хасбулатова с Макашевым, на чем его карьера во власти
завершилась. Могут ли террористы, захватившие самолет, объявить его «своей
землей», а себя и пассажиров с волей, парализованной стокгольмским синдромом,
«местными жителями»? Я намеренно привожу эту доведенную до крайнего предела
аналогию с Крымом, чтобы показать абсурдность использования
одной-единственной ценности регионализма
там, где нет ни свободы слова, ни всех остальных прав и свобод человека. А в
Крыму их нет, и поэтому отдельно взятый регионализм без свободной прессы, без
свободы политических партий и предпринимательства, без верховенства закона
может привести только к использованию в качестве ширмы для диктатуры.
Вопрос о
том, какая территория считается «своей землей» в демократических странах имеет
разные и весьма конкретные ответы. В бельгийской Фландрии, в которой
большинство составляют фламандцы, есть сепаратистские настроения. Но они живут
в правовом государстве и понимают, что стать суверенным государством они могут
только лишившись своей исторической столицы – Брюсселя, который не входит во
Фламандский регион, несмотря на то, что находится на его территории. Жители
Шотландии, Северной Ирландии, Уэльса и Бермудских островов по законам
Великобритании имеют полное право создать свои отдельные страны. И в этих
регионах есть политические структуры, которые давно и открыто призывают к
этому, но большинство населения их не поддерживает, предпочитая сохранять
британское гражданство. Британской демократии 802 года, если вести отсчет от
Великой хартии вольности 1215 года. В той же Испании демократического опыта
намного меньше, поэтому там регионализм есть, но его предпочитают давить силой.
В России ни о какой демократии вообще речи нет, поэтому его уничтожают в
зародыше, преследуя за сами идеи.
В моем
представлении ценности современной цивилизации представляют собой иерархию, на
вершине которой свобода человека и доверие между людьми. Именно эти ценности "работают" локомотивами, которые тащат за собой все остальные. Регионализм, при всей
моей к нему приверженности, это ценность второго ряда. Защита самобытности
региона, безусловно, важна, но ответ на вопрос, до какого уровня надо повышать
статус того или иного региона зависит прежде всего от того, что будет
происходить в этом случае со свободой человека и доверием между людьми. Не
последнюю роль в ответе на этот вопрос играет уровень субъектности местного
населения. Парад суверенитетов в 90-е годы привел к архаизации жизни в целом
ряде российских регионах, к тому, что местные полуфеодальные – полукриминальные
кланы, захватившие власть, напринимали местных законов, устанавливающих
диктаторские режимы на местах. Это к вопросу о том, почему я предпочитаю
говорить с личностью, а не с коллективной сущностью. Просто потому, для меня
человек, его интересы и его свобода выше интересов любой общности, будь то
трудовой коллектив, этнос или население страны.
4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
Неужели Шепета не понимает простых вещей про порядочность. Игорь Александрович, даже я понял) это еще в детстве
ОтветитьУдалитьИнтересно как : никто про крымских татар не заикнулся даже ,говоря про "местных жителей ". Русское население в Крыму - колонисты . Депортировав крымских татар , заселив их земли новыми колонистами их разных военных пенсионэров от всех силовых структур , теперь кричат о праве "местных жителей " . О правах тех, кого изгнали , тех,кому препятствовали советские власти ,власти украинские возвращаться на свою землю, обустраиваться на ней , тех , кто реально оказался украинскими гражданами в оккупированном Крыму и подвергается за это давлению и террору , никто не заикается. Если спросить этого Штепу почему евреи имеют право на Израиль , право определять что и как в этом государстве , а крымские татары ,которые были депортированы исторически совсем недавно , то наверняка будет включена дежурная пластинка обвинений в антисемитизме .
ОтветитьУдалитьИгорь Яковенко – единственный журналист острой политической темы, в текстах которого я ни разу не видел того, что мне претит и с чем я в корне не согласен. Ни разу! А вот нового для себя нахожу часто. Например, сегодня о регионализме.
ОтветитьУдалитьПо-моему, ИЯ – уникальное явление на всю пишущую Россию.
И это не лесть. В ней нет смысла.
Крым вернется в Украину без всяких оговорок и референдумов, как только будут арестованы Путин и его окружение
ОтветитьУдалитьУдивляет взгляд Игоря в "далекое будущее". А ведь уже сейчас мы можем делать ставки на провал "выборОв" в марте -https://russiancounterterror.blogspot.ru/2018/01/hackers-will-burry-putinism.html. "Цифровой крот" роет все быстрее под Кремлем.
ОтветитьУдалитьАннексия Крыма породила тот взрыв имперских настроений в России, который делает мою страну крайне опасной для всего мира и укрепляет диктатуру фашистского типа. Поэтому любые попытки сдвинуть страну в сторону демократии должны включать в число первоочередных шагов безоговорочный возврат Крыма Украине
ОтветитьУдалить============================================================
Любые попытки сдвинуться в сторону демократии - должны быть минимально-кровавыми, как минимум. А также весьма желательно, чтобы они (попытки) тоже носили демократический характер.
Иначе, как у Шварца: "дракон - вернётся в тебе самом и не будет убит". (с)
Да, это великое искусство как заставить порок работать во благо. Дракон всегда будет возвращаться и тормозить его порывы должны не личное самосовершенствование с постом и молитвою и а-что-ты-лично-сделал-для-Перестройки, а именно невыгода тешить свой драконий аппетит, организованная прочными обратными связями, а не заклинаниями о том какие мы ещё деточки и ещё учимся жить демократическими обычаями и вот-вот в следующем поколении таки-научимся... Или построим камунизьму с городом-садом...
УдалитьНо проблема в том, что не мы реализуем выбор. А уж с мучениями или нет- тем более.
Не такое уж и великое, подчас. Тот же Шварц - просто разослал свое произведение трём цензорам одновременно и каждый (зная что цензурируют трое) побоялся, что если зарубит - его будет в чём обвинить. Красиво сделал цензуру, умно. Так что ума - требует, впрочем как и всё.
УдалитьКак мне кажется, значимость и ценность именно этой статьи автора превосходят те же качества других работ и его и других даже выдающихся журналистов благодаря тому, что ИЯ прежде, чем с кем-то полемизировать, ясно устанавливает ту систему ценностей и их приоритетов, на базе которых любая дискуссия вообще может иметь смысл. Ведь только так можно разрешить пресловутый "парадокс" о самоопределении части и территориальной целостности целого. Позиция автора внушает глубокое уважение.
ОтветитьУдалитьХоть я и бывал дважды в Каталонии, но- туристом и до сих пор не могу придти к определённым выводам. Тем более, что ситуация там слегка напоминает мой Квебек, где подобные процессы повторились ещё в прошлом веке. Отделение не произошло, наши сепаратисты в том прошлом веке были просто наглыми авантюристами-"Главное- ввязаться в драку, а потом- посмотрим". Вопли "Мы кормим всех" справедливы только в орде... может быть. В орде сиятельная столица, дорогая моя ма-асква, выкачивает всё налогами чтобы потом распределить пайки и хрен его разберешь, сколько сатрапия отдала, а сколько получила за свои 146%. В обычной федерации сиятельная столица существует на то, что провинции отслюнявили после оставления у себя насобираемого с бизнесов и жителей за крыши на местах. Строение снизу вверх, словом, а не подделка под такое строение с помощью брадобрения и предметов личного обихода чуждого производства. У нас в Квебеке выяснилось, что потери будут наверняка больше прибыли и сепаратисты успокоились на языковом хамстве. Потомки таки-отмстили захватчикам! С Каталунией же я впервые узнал, что каталонский- это не испанский диалект. Но я также узнал, что испанская Каталуния- это не вся Каталония. Там львиная доля пребывает в южных провинциях Франции. Если уж вспоминать об оскорблениях предкам, то почему только в Испании? И ваащщщще- а вам не кажется дешевым предлогом все эти жжения пепла клаасов. Может всё-таки все зависит от уровня коррумпировансти, изменяющего выгоду статусов подчинения финансового страхования? Может выгоднее самим содержать дипломатов и силовиков межгосударственного общения и играть по финансовым правилам, установленым своим казночеем? А может- нет... А может- что-то да, а что-то- с какой стати?
ОтветитьУдалитьКороче- вы цифры видели?
Может всё-таки судить не по древности демократии, а по местному климату? Где альтруизм и филантропия- условия выживания общества в сезоннах, где регулярно нужно объединяться против природы, там тебе твоя старейшиновская наглость может обойтись...?
Но статья всё же о том, о чем я не вижу причин возражения- о приоритете критериев оценки, так что мои несогласия очень декоративны. Споры чей клуб круче- барселонский или мадридский уместнее только в спортивном шоу-бизнесе.