воскресенье, 1 октября 2017 г.

ПРО "КРЫМ", "МАТИЛЬДУ" И ДЕМЬЯНА БЕДНОГО






Как в российскую культуру стремительно ворвались нормы 30-х – 50-х годов и чем это свидание с прошлым закончится

Здравствуй, старое времечко! Наконец-то ты вернулось! Заждались. Теперь все окончательно встало на свои места. Царь – на царское. Бояре – на боярские. А шуты, то бишь актеришки-режиссеришки, не говоря уж о писаках-бумагомараках, расселись по своим шесткам и жердочкам и ждут команды, когда им будет дана команда кукарекать. А к команде непременно будет приложена инструкция, что именно кукарекать, в какой тональности и в какой последовательности.

Депутаты Госдумы посмотрели «Матильду». Никто не видел, а они посмотрели. Героически, можно сказать, испытали на себе, подобно врачам, ставившим на себе смертельные эксперименты. И важно кивнули. Мол, ничего страшного, смотреть можно. Не смертельно. И Станислав Говорухин кивнул, мол, «нет там ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих». А Елена Драпеко даже похвалила фильм за «красивые интерьеры». И даже член партии Ж., Ярослав Нилов снисходительно обронил: «красивый фильм, на любителя».
Важные государственные люди посмотрели, кивнули и сказали: «можно». А могли бы помотать головой и сказать: «низзя». Видимо, в этом случае Минкульту велели бы отозвать прокатное удостоверение, а граждане России были бы избавлены от просмотра неправильного кино.

Вот так, вполне буднично, без стука, как к себе домой, открыв дверь своим ключом, в страну вернулось прошлое. То, что было в 30-х – начале 50-х годов. Пока без черных воронков и без массовых расстрелов. Но это пока. Главное, что вернулся дух того прошлого, точное воспроизведение отношения: «власть-художник-население».

Письмо Всеволода Вишневского – Сталину о начале работы над фильмом «Незабываемый 1919-й» от 20.01.1950: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Михаил Чиаурели сообщил мне Ваши отзывы о моей пьесе «Незабываемый 1919-й». Глубоко Вас благодарю. Я приступаю с Михаилом Чиаурели к работе над фильмом «Незабываемый 1919-й». Прошу Вас принять меня для беседы, которая позволит углубить и расширить разработку названной темы. С глубоким уважением, Всеволод Вишневский».

Архивный фонд Российской Федерации хранит тысячи подобных писем от авторов пьес, фильмов и книг к Сталину и его подручным. Какие-то просто отправлялись в архив а на некоторые вождь благосклонно отвечал. Вот, например, его переписка с поэтом и драматургом Владимиром Киршоном. Киршон – Сталину от 9.10.1932 о пьесе «Суд»: «Дорогой товарищ Сталин! Посылаю Вам свою пьесу, задуманную давно и окончательно оформившуюся во время поездки за границу. Очень прошу Вас прочесть ее и дать мне указания. С коммунистическим приветом В.Киршон». Сталин – Киршону от 15.10.1932: «Тов.Киршон! Пьеса вышла у Вас неплохая. Хорошо бы пустить в дело немедля. И.Сталин». Владимир Киршон, которого в СССР-России помнят как автора стихов «Я спросил у ясеня…», был порядочным мерзавцем: стучал на коллег, с энтузиазмом участвовал в травле Зощенко и Булгакова, а философа Лосева предлагал «поставить к стенке». Впрочем, это, как и положительный отклик Сталина, ему мало помогло. В 1937 обвинен в принадлежности к «троцкистской группе в литературе», в 1938 – расстрелян как враг народа.

Абсолютный рекордсмен по подобной переписке со Сталиным – Демьян Бедный. Впрочем, там были отношения неизмеримо более высокие, поскольку до середины 30-х годов Демьян Бедный и Сталин были соседями по кремлевскому коридору. И когда в 1932 году на Политбюро встал вопрос о выселении Демьяна из Кремля из-за его бесконечных скандалов и семейных дебошей, он засыпал своего «соседа по лестничной площадке» жалобными письмами. А до этого постоянно жаловался Сталину то на то, что его не так сильно любят в редакции «Правды», как он этого заслуживает, то на то, что злые люди из Политбюро хотят отобрать у него персональный, т.н. «протекционный» вагон, в котором пролетарский поэт ездил отдыхать на воды. Помимо Сталина, постоянным заступником Демьяна был еще один его сосед по Кремлю, нарком обороны и предреввоенсовета Ворошилов.

                       Пролетарский поэт Демьян Бедный в своей квартире в Кремле

Времена возвращаются. Одновременно с «Матильдой», которая была снисходительно одобрена государственными людьми, на экраны вышел фильм «Крым», который ни в каком депутатском одобрении не нуждается, поскольку еще до своего рождения получил статус национального (!) фильма. Этот изумительный статус означает не только государственную помощь, но и контроль Минкульта в ходе создания данного изделия и его проката. Инициатором фильма был министр обороны Сергей Шойгу. Идея получила одобрение в администрации президента и лично Владимира Путина. Воплощение государственной национальной идеи поручено не абы кому, а Алексею Пиманову, президенту  медиахолдинга «Красная Звезда», заслужившему доверие долгими годами ведения программ «Человек и закон» и «Армейский магазин».

 Прежде чем написать этот текст я честно попытался посмотреть этот фильм в интернете. Моего иммунитета, воспитанного долгими годами медиакритики, а стало быть, привычки сохранять спокойствие при просмотре всякого дерьма, хватило на 15 минут. Добровольно смотреть это  пойдут немногие. Школьников сгоняют насильно…

В отличие от фильма Пиманова, который я так и не смог досмотреть, книгу Егора Гайдара «Гибель империи» я прочитал очень внимательно от первого до последнего слова, все 8 глав, плюс «Введение» и «Послесловие». Отдал должное масшабу этого капитального труда и его внутренней логике. И, тем не менее, и тогда и сейчас уверен, что советская империя рухнула не только из-за падения цен на нефть и неэффективности административно-командной системы управления экономикой. Этот комплекс причин сработал, но он был не единственным, а возможно и не главным. Советский Союз умер от отвращения к себе. От тех самых «стилистических несогласий», которые после 70 лет стали испытывать к советской власти уже не только представители критически мыслящей интеллигенции, но и большинство населения, и даже большинство власть имущих. Тот процесс возвращения гримас и ужимок прошлого, который стремительно идет в сфере российской культуры, неизбежно приведет к тому, что от путинского режима будет просто тошнить большинство популяции. Возможно, это и станет главной причиной его конца.

Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:


- PAYPAL


4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка



11 комментариев:

  1. Вот именно что совок развалился, в основном из за того, что людей от него начало тошнить и он уже всех задолбал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Угу, автор так и написал- от отвращения к себе.
      Что-то женственное в такой логике... Это когда промежуточное звено в цепи событий выдают за начало и причину- но выдают поэтически и с физиологией. Читателю предлагается не понимание, но ощущение.
      В качестве украшения сойдёт.

      Удалить
    2. А теперь- серьёзнее: первопричина была именно в крахе цели методики получения прибыли корпорацией СССР. Случилась она летом 45-го после хиросимской демонстрации уничтожения прибыльности аннексового бизнеса. Из-за перекоррумпированости и богатства в оной корпорации сигнал реализовался лишь спустя пару поколений: инициаторы пытались гибридизировать бизнес, перенастроить госрелигию марсизьмы-ленинизьмы, додурили соратников "Пилите Шура они золотые" до карибского кризиса и потом, когда стали ясны риски, стабильности ради выклянчили досидеть до гонки на катафалках. И результирующее отвращение выдавать за причину...Зачем? Для благозвучия?

      Удалить
    3. И ещё раз- смена вывески названия корпорации может быть и липовым банкротством

      Удалить
  2. "Советский Союз умер от отвращения к себе.---Путинский режим своим цинизмом и жадностью , конечно,уже переплюнул совок...

    ОтветитьУдалить
  3. Депутаты Матильду оправдали. А что скажут попы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Попов ещё небыло централизованного просмотра))

      Удалить
    2. А попы на то и попы, чтобы пропукать зловонно...

      Удалить
  4. Ответы
    1. Команды не поступило. Вот когда свистнут показать эротику с пеной- вот тогда и предъявят.

      Удалить
  5. Стихи и песни Булата Окуджавы
    "Вселенский опыт говорит..."
    Б.Слуцкому
    Вселенский опыт говорит,
    что погибают царства
    не оттого, что тяжек быт
    или страшны мытарства.
    А погибают оттого
    (и тем больней, чем дольше),
    что люди царства своего
    не уважают больше.
    1968

    ОтветитьУдалить