вторник, 1 октября 2019 г.

ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЯХ


К «дискуссии» между Виктором Шендеровичем, Айдером Муждабаевым и Аркадием Бабченко

Все эти годы после оккупации Крыма я старался держаться на дистанции от увлекательной полемики между скорбящими по очередному заслуженному покойнику, испортившему некролог поддержкой людоедского режима, и теми, кто с нетерпением ждал его смерти, чтобы выскочить и весело сплясать на костях. Скорбеть не получается, плясать на костях – тем более. Такой был санитарно-гигиенический кордон.

Тут не выдержал, написал маленький комментарий к посту Айдера Муждабаева, в котором тот отвечает Виктору Шендеровичу. Муждабаев исполнил свой привычный танец на костях Марка Захарова, Шендерович зачем-то ему ответил и написал про то, как бы выглядел некролог на смерть Пушкина, в котором были бы слова «наконец-то сдохла николаевская подстилка, мразь, прославляющая подавление польского восстания». На что Муждабаев ответил словами про «мозг Шендеровича и ему подобных «русских либералов». В общем, все как обычно. Ритуал. Фактически, уже традиция. Ни за что бы не стал это комментировать, если бы не Аркадий Бабченко, который пришел поддержать Муждабаева вот такой репликой: «Там шикарная история была. Поляк, друг Пушкина и всего этого царскосельского кружка, о подавлении польского восстания начал говорить им ровно то же самое, что сейчас украинцы говорят россиянам - а в ответ была вот такая же хрень от русских либералов».

В тексте Бабченко с отсылкой на знаменитую литературную дуэль «Мицкевич – Пушкин» меня задели три слова, а именно: «ровно то же самое». Поэтому я попросил Аркадия привести цитату, из которой следует, что Адам Мицкевич плясал на костях Пушкина или кого-либо другого. На что Айдер Муждабаев сообщил мне, что у меня «людоедские взгляды», а также пояснил, что «да на таких костях не плясать, маршировать надо, как по немецким наци, иначе никогда не дойдет».

Поскольку Аркадий Бабченко не смог вспомнить, как именно Адам Мицкевич плясал на костях Пушкина, вынужден сделать это за него. Вот эта пляска на костях Пушкина в исполнении польского поэта.

На смерть Пушкина Мицкевич отозвался некрологом, опубликованном во французском журнале "Le Globe" (1837, N.1, 25 мая). "Пуля, поразившая Пушкина, - писал Мицкевич, нанесла интеллектуальной России ужасный удар". И далее: «Ни одной стране не дано, чтобы в ней больше, нежели один раз, мог появиться человек с такими выдающимися и такими разнообразными способностями». Этот некролог Адам Мицкевич подписал так: «один из друзей Пушкина»… Вот такое "то же самое", Аркадий. Мицкевич, в отличие от вас, понимал разницу между спором с живым оппонентом и словами над могилой.

Дорогие новоиспеченные украинцы, исходящие злобой ко всему русскому и в том числе к Пушкину, о котором вы пишете всякую чушь на том самом языке, который был создан в значительной степени им. Когда вы занимаетесь своим любимым делом, пляской на костях, не стоит брать в подельники Адама Мицкевича. Он был порядочный и благородный человек, в отличие от вас…

А что касается режиссера Марка Захарова, то для меня он умер не в 2019 году, а в 2014, после своих слов в поддержку оккупации Крыма…

Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:


- PAYPAL

4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
5106 2180 3035 4666 - Карта Яндекс Деньги

11 комментариев:

  1. Нам нужно всем научится отвечать за свое поколение живущих. И тогда все встанет на свои места. Прошедшие поколения могли или не могли сформировать нравственные представления о жизни. Мы живем в тех нравственных императивах сформированных прошлыми поколениями наших соотечественников. И именно по нам ныне живущим формируется предстваление о нашей культуре и моральном облике. Речь идет лишь о том что общество вывод со времен Пушкина не сделало. Не о отдельных индивидуумах народа не потерявших представление о морали, чести и достоинстве. Речь идео о народе погрязшем в пороках.

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, публицистам -- в число их я включаю как крупных, уровня Яковенко и Шендеровича, так и средних, уровня Бабченко и Муждабаева -- нужно о чем-то писать (это их заработок, "отдушина" и пр.), но сама тема об отношении к талантливым людям, у которых с вами не сходятся нравственные убеждения (или их отсутствие), нерешаема в принципе. Взять того же композитора Вагнера... Кто-то считает, что польза от искусства (труда) того или иного "прогнувшегося" художника (врача и пр.) превышает вред от его сотрудничества с властями, кто-то считает, что нивелируется или не компенсирует вовсе. Доказать верность ни того, ни другого предположения научно -- практически невозможно. Это, на мой взгляд, чисто эмоциональный вопрос. Я бы призвал, лишь, к сдержанности в выражениях, но тут опять же, "каждый выбирает по себе...". Я, например, Бабченку пока еще читаю, а Муждабаева -- бросил. Он достал своей истерикой. (Понимаю, что Муждабаев этого не вынесет и что-нибудь с собой сделает, но ничем помочь не могу :) ). Ну, и спасибо Игорю Александровичу за экскурс в А. Мицкевича.

    ОтветитьУдалить
  3. Староиспечённому интеллектуалу яковенко:
    Я пишу тебе на русском не потому, что что его кто-то "создал в значительной степени", а потому, что не уверен, что москвожители поймут украинский (который гораздо старше русского, из которого он вылупился в значительной степени).
    А про "исходящие злобой ко всему русскому" я объясню на китайском: очень скоро подружитесь по причине общих территорий
    让+15000名同胞的亲戚+房屋损失和所有获得的财产死亡,然后我们将平等地进行讨论和争论。

    ОтветитьУдалить
  4. Обьективности ради есть и другие строки Мицкевича о Пушкине, в которых выражена и вся боль, и вполне честное и глубинное отношение к Пушкину - безусловно хорошая параллель с настоящим:

    "но есть судьба страшнее смерти и темницы,
    продать свободу, выменять на ордена
    холопом стать царевым, с тенью слиться
    и совесть заглушить, не слЫшна, не видна

    перо продажное восславит деспота, и муки
    страны соседней он под игом воспоёт,
    пусть кровью истекает Родина моя, их руки
    в крови той! не отмоёт ни сотрёт!!"
    (Из "Друзьям москалям")

    Айдер и Аркадий, разумеется, не исходят злобой ко всему русскому и тем более Пушкину, напрасно вы так обижаетесь; они просто хорошо чувствуют и верно отражают реальность и чувства людей задетых этой войной. И пока это продолжается, вопроса о том скорбеть по-поводу смерти одного из врагов или нет конечно ни у кого нет. Почему вас так это задевает? Почему вас больше беспокоит тема никому не нужного некролога, вместо гораздо более важных тем продажности, предательства и приспособляемости современной российской интеллигенции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Между прочим, в оригинале этот стих называется "Друзьям-москалям", но во всех известных мне русских изданиях заглавие переврано. Пушкин ответил стихом, в котором обвинял Мицкевича, что тот слушается голоса "черни". Этот стих остался Мицкевичу неизвестным.

      Удалить
    2. А Вы, Неизвестный, интересную тему зацепили (возможно, этого и не заметив): можно ли ненавидеть (сильно не любить) Россию и, при этом, хорошо относиться к русским (типа -- народ не виноват, что власть захватили мерзавцы)? Ответы могут быть разными. Мне -- все ясно. Я исхожу из факта, что ситуация "власть захватили мерзавцы" продолжается уже лет 500-600.

      Удалить
  5. Зеленский подписал "формулу Штанмайера". Что скажете, господин Яковенко?

    ОтветитьУдалить
  6. Вопрос. Почему М.Захаров для нас умер после своих слов в поддержку оккупации Крыма, а Пушкин не умер после своего антипольского стихотворения?
    Я знаю почему. Потому что написать такое о Пушкине рука не поднимется.
    А в остальном, если исключить разницу в таланте, разницы между Пушкиным и Захаровым нет. Оба встали на сторону Зла.

    ОтветитьУдалить
  7. Насколько я знаю русский язык в приведенной цитате Бабченко нет ни слова про то, что Мицкевич писал что-то на смерть Пушкина. Там же русским по белому написано: "о подавлении польского восстания начал говорить им ровно то же самое, что сейчас украинцы говорят россиянам". О подавлении восстания, а не о смерти Пушкина, по цитате Бабченко шла речь.

    Опять мимо! Акела, соберись!

    ОтветитьУдалить