В отношении
к протестам в США удивительным образом совпадают взгляды, чувства и даже
аргументация российских сторонников и противников Путина. Такого единства между
российскими либералами и махровыми державниками, сторонниками западного выбора
России и приверженцами «особого русского пути» не случается ни по одному
другому вопросу мировой и отечественной политики. Анализ причин этого
совпадения, возможно, позволит обнаружить один из тех внутренних изъянов,
которые приводят российскую либеральную оппозицию путинскому режиму в ее
нынешнее убогое состояние и обрекают ее на бесконечные поражения.
Российский
официоз с самого начала с восторгом воспринял ситуацию в США. В российских
новостях постоянно прокручивались одни и те же кадры погромов, в бесконечных
ток-шоу «эксперты» практически единодушно интерпретировали события в США как
«конец либерализма», близкую «гибель США» и «крах Запада». Движение Black Lives Matter
подается исключительно как «черный расизм», его участники профанируются и
дискредитируются как хулиганы и погромщики, которых «левые» используют в борьбе
против Трампа, на стороне которого неизменно располагаются симпатии Кремля и
его обслуги.
О том, как российские государственные СМИ, ориентированные
на американскую аудиторию, в особенности телеканал Russia Today (RT),
интерпретируют протесты в США, «Детали» подробно описали в статье: «Красные»
начинают: Россия на стороне расистов», в которой доктор
Александр Рейд-Росс из государственного университета в Портланде (США), автор
книги «Против ползучего фашизма», проанализировал ситуацию с протестами в
Америке, учитывая «российскую составляющую».
По наблюдениям доктора Рейнд-Росса «Кремль взял курс на расистскую
линию, дискредитируя законность Black Lives Matter (BLM), нового
интернационального движения, которое выступает против насилия в отношении
чернокожего населения — что, в принципе, перекликается с оголтелой пропагандой
правого толка в самой России».
Еще одно существенное наблюдение американского эксперта: «канал RT
активно заговорил о конспирологической теории, заявив, что за беспорядками в
Миннеаполисе стоит Джордж Сорос».
А вот как
оценивают протесты в США популярные в оппозиционной среде российские эксперты и
публицисты.
Публицист Юлия
Латынина в статье «Донбасс в Нью-Йорке» сообщает: «Больше всего меня изумляет
то, что происходящее сейчас в США политкорректно называется «протестами против
расизма и насилия в связи со смертью Джорджа Флойда»… Мы же не называем
многолетний погром в Донбассе «протестами по поводу угнетения русских в
Украине». Конец цитаты.
То есть,
агрессивная война, которую Россия седьмой год ведет против Украины, публицистом
Латыниной каким-то удивительным образом отождествляется с событиями в США. К
сожалению, публицист Латынина не пояснила, солдатами какого именно иностранного
государства-агрессора являются сторонники BLM.
Один из
лидеров российской Либертарианской партии Михаил Светов оценивает ситуацию в
США как «спланированную кампанию террора против мирного населения».
Оппозиционный
писатель Марк Солонин в своих публикациях прославляет бескорыстие и мужество
белых работорговцев и ставит им в заслугу то, что они (или их потомки – тут у
Солонина неясность) не требуют от черных вернуть им деньги за перевозку их
предков в трюмах из Африки в «лучшую страну мира».
Оппозиционный
экономист Андрей Илларионов, манипулируя статистикой, пытается убедить свою
либеральную аудиторию в том, что, хотя среди афроамериканцев в 2,6 раз больше
убитых от рук полиции в пересчете на миллион населения, но, тем не менее,
чернокожие преступники наслаждаются «своим
привилегированным положением» и «безнаказанностью». Напоминаю, статья Илларионова
касается тех событий, импульс которым дали те 8 минут и 46 секунд, в течение
которых Джордж Флойд «наслаждался своим привилегированным положением».
Абсолютное
преобладание среди российской либеральной оппозиции негативного отношения к
нынешним протестам в США, высказывания в диапазоне от насмешек до откровенного
расизма удивительным образом контрастируют с настроениями в американском
обществе, прежде всего в его либеральной части.
Согласно исследованию политолога Элвина Тиллери, именно
либеральную, а не левую риторику чаще всего используют в соцсетях активисты
движения BLM. Вероятно, доминирование этих умеренных, мейстримно-патриотических
интонаций позволяет BLM пользоваться поддержкой трех
четвертей американцев, в том числе некоторых консервативных политиков,
например, республиканского сенатора Митта Ромни.
Есть
несколько причин, по которым отношение российских либералов столь радикально
отличается от отношения к тому же самому предмету либералов американских.
Причина первая – медиасмещения.
Американцы
сталкиваются с протестами лицом к лицу. Россияне наблюдают за ними либо по
телевизору, то есть, видят картинку, которая сформирована СМИ, либо
ориентируются на мнение российских эмигрантов. В логике СМИ – в приоритете
скандал, насилие. Поэтому если в реальности на 99% мирного протеста приходится 1%
погрома, телевизионная картинка показывает обратное соотношение.
Данные
американских исследований показывают, что большинство участников протестов – мирные
и белые, российский телевизор показывает в основном чернокожих и агрессивных,
поскольку, по мнению редакций, именно такую картинку хочет видеть зритель. То,
что доля белой образованной молодежи из благополучных семей в протестных акциях
составляет в Нью-Йорке 61%, в Вашингтоне 65%, в Лос-Анжелесе 53% российской
публике знать не обязательно.
Причина вторая – типичная для
постсоветской интеллигенции ненависть к «левакам».
Нас, всех
тех, кто получил образование в СССР, перекормили Марксом и особенно Лениным, к
тому же учили по учебникам, в которых тот же марксизм излагался в настолько
карикатурном виде, что ничего, кроме иронии смешанной с отвращением, вызывать
не мог. Отсюда у людей, которым годами вбивали в головы 50 томов ПСС Маркса и
Энгельса, а также 55 томов ПСС Ленина, ненависть к «левой» идеологии. Отсюда в
словаре постсоветской интеллигенции есть ругательный термин «левак», но нет
симметричного термина «правак».
В
большинстве стран Запада – картина с обратным знаком. Большинство творческой,
научной интеллигенции, в том числе профессура ведущих университетов США,
придерживаются левых взглядов. Причин тому несколько. Одна из них – реакция на
маккартизм, в ходе которого подверглись преследованиям десятки тысяч
представителей левых взглядов, в том числе сотни актеров и режиссеров
Голливуда, в том числе например, Чарли Чаплин, многие ученые, в том числе
Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер, политики и военные, в том числе лауреат
Нобелевской премии мира Джордж Маршалл (тот самый, который «план Маршалла»). Из
университетских библиотек было изъято более 30 тысяч наименований книг.
Запретный
плод сладок. И хотя эпоха маккартизма закончилась 60 лет назад, нынешних
студентов американских вузов еще учат старенькие профессора, которые помнят,
как они в юности тайно читали и обсуждали книжки Маркса и Троцкого. И, кстати,
риторика некоторых российских ненавистников BLM и поклонников Трампа совпадает с
риторикой покойного сенатора Маккарти, который обвинял в предательстве всю
Демократическую партию США и готов был пересажать половину американцев.
Причина третья – конспирология: все
устроили Сандерс и Сорос.
Тут опять
происходит смыкание менталитетов путинистов и значительной части антипутинцев.
Пример: путинисты ищут «организаторов» и «кукловодов» протестов в Хабаровском
крае, Соловьев лжет, что люди там протестуют за деньги. Многие противники
Путина в России не верят в горизонтальный, безлидерский характер движения BLM и тоже убеждены, что его участники
протестуют за деньги. Причем, те же самые люди искренне возмущаются ложью
российского телевизора о «проплаченности» российского протеста.
Причина четвертая – высокий уровень
этнофобии и бытового расизма, глубоко проникший в российское общество.
По последним
данным ежегодного мониторинга этнофобии от Левада-центра за сентябрь 2019 года
абсолютное большинство россиян в той или иной мере хотели бы не пускать в
Россию темнокожих выходцев из Африки. Причем, 30% выступают за полный запрет на
появление в пределах России людей с темным цветом кожи, а 31% готовы пускать их
в страну только временно. Примерно такое же отношение к выходцам из стран
Средней Азии: 29% за категорический запрет их въезда в Россию и 30% - согласны лишь
на их временное проживание.
Причем
этнофобия россиян распространяется не только на приезжих, но и на граждан
России определенных этнических групп. 41% граждан России хотели бы запретить
проживание в России цыган, а 16% готовы разрешить им лишь временное проживание.
В отношении чеченцев россияне несколько более гостеприимны: «только» 27% не
хотели бы жить с ними в одной стране, а 16% согласны только на временное
проживание чеченцев в РФ.
Следует
отметить, что к евреям россияне в данный момент относятся несколько более
терпимо: «только» каждый четвертый хотел бы ограничить въезд евреев в Россию:
12% запретить полностью и 12% - разрешить временное пребывание.
Столь
высокий уровень этнофобии и бытового расизма делает его привычным, а отношение
к нему – терпимым. С нетерпимостью большинство россиян готово отнестись к
крайним формам расизма и этнофобии, к убийствам и избиениям на расовой и этнической
почве, а неприязненное, высокомерное отношение к другим этносам в России
распространено не только в «глубинном народе». Лучше всего отношение россиян к
людям с кожей другого цвета выразил самый «интеллигентный» из братьев
Кроликовых в фильме «Ширли-мырли: «Нет, конечно, я не расист, но негров
особенно близко к себе не подпускаю».
Причина пятая – специфическая российская
идентичность в черно-белом цветовом диапазоне.
Писатель Денис Драгунский с гордостью сообщает: «Я - белый. Я
счастлив, что принадлежу к великой европейской культуре. Что за мной и Фидий с
Архимедом, и Платон с Фомой Аквинским, Шекспир и Джойс, Корнель и Стендаль, и
даже Гете, Шиллер, Кант и Гегель, несмотря на все сложности моего личного
отношения к Германии. И разумеется, всё то, что мы называем современной наукой
- от пенициллина до лазера, от расшифровки египетских иероглифов до
психоанализа».
После этого пояснения писатель Денис Драгунский делится своими
ощущениями по поводу белизны своего кожного покрова: «Я
рад, что я белый (слово "горд" я не употребляю, ибо гордость, она же
в ином переводе гордыня, есть великий грех) - то есть я рад тому, что Бог или
Природа создали меня таким, каков я есть. Если бы я был китайцем или
африканцем, я был бы рад, что я желтый или черный». Конец цитаты.
Писатель Денис Драгунский в этом своем откровении жестко отмежевывается
от расизма, демонстрируя широту взглядов и допуская, что будь он желтым или
черным, он бы этому тоже радовался, хотя в этом случае писатель Драгунский,
видимо, не ощущал бы «за собой» Фидия с Архимедом, а также Платона с Шекспиром.
Не имея ни малейшего права и желания покушаться на святое право писателя
Дениса Драгунского радоваться своей белизне и на основании этой белизны ощущать
за собой всю мощь европейской культуры, я, тем не менее, вынужден обратить
внимание на некоторую уязвимость обоснования этой радости.
Во-первых, насчет Архимеда. Его сочинения, как и большинство трудов
античных авторов в Тёмные века европейской истории были утрачены и вернулись в
Европу лишь благодаря «переводческому движению», которое было развернуто в 9
веке в багдадском «доме мудрости» при попечительстве халифа Аль-Мамуна. Труды
Архимеда, Евклида, Протемея, Аристотеля и пр. были переведены на арабский, а
двумя веками позже – на латынь. Так что
без арабского костыля европейская культура не получила бы нужного топлива для
Возрождения.
Во-вторых, «белая» европейская культура во многом стояла на плечах тех
культур, которые создавались людьми с более темным цветом кожи. Фалес, которого
считают первым европейским ученым, привез свои открытия из Древнего Египта.
Теорема Пифагора была известна египтянам в 23 веке до н/э, за 17 столетий до
Пифагора.
В-третьих, мы, как вид Homo sapiens, возникли в Африке. Именно там научились
говорить, обрабатывать орудия труда и создавать произведения искусства.
Поэтому, радуясь своей белизне, не стоит забывать, что наши предки, стоящие у
истоков человеческой культуры, имели, скорее всего, иной цвет кожи.
Эти замечания касаются не столько позиции писателя Дениса Драгунского,
сколько тех российских сторонников концепции «бремени белого человека», которые
любят рассуждать о генетической неспособности черных к науке, высокой культуре
и искусству.
Причина шестая – «не
смейте трогать своими руками нашу Америку!».
Для русского либерала и антипутинца США
и Запад в целом долгие годы были сверкающим градом на холме. Слова
Бориса Ельцина: «Я облетел два раза вокруг статуи Свободы и стал в два раза
свободнее!» вызывали отклик в сердцах российской демократической
общественности. Слова «либеральная оппозиция» в России – практически синоним
слову «западники».
После падения железного занавеса сияние града на холме существенно
потускнело. Массы россиян, получившие возможность своими глазами увидеть Запад
своей мечты обнаружили множество турок, арабов и африканцев в Европе, не говоря
уже об Америке. Отношение к политике политкорректности, принятой на Западе у
представителей российской либеральной оппозиции странным образом совпало с
отношением обитающих на федеральных каналах охранителей путинизма и таких
представителей крайне право-консервативных взглядов как например, автор
скандального романа-антиутопии «Мечеть Парижской Богоматери» Елена Чудинова.
Интонации русских либералов в отношении политкорректности американцев и
европейцев все больше напоминают знаменитое: «Ну, тупы-и-е!» покойного сатирика
Михаила Задорнова, который в последние годы сделал антиамериканизм главным
содержанием своего творчества.
Причина седьмая –
перенос своей исторической травмы на чужую почву
В недавнем выпуске ТВ Клуба «Континент» писатель Геннадий Кацов
объяснил, почему русские эмигранты лучше понимают проблемы США, чем сами
американцы. «У нас есть историческая травма – это опыт проживания в СССР», -
сообщил писатель Геннадий Кацов.
После чего начал проводить прямые аналогии
между массовыми репрессиями в СССР и последними событиями в США. Главной
проблемой Соединенных Штатов писатель Геннадий Кацов назвал Демократическую
партию США, которую потребовал переименовать в «марксистско-фашистскую», а
главным фашистом назвал Берни Сандерса, который по его убеждению уже захватил
всю Демпартию.
Рабство в изложении писателя Геннадия Кацова оказалось вполне
симпатичным институтом, при котором у негров были «отличная одежда» и «хорошая
еда», а рабовладельцы для них были все равно что родители.
Писатель Геннадий Кацов – это,
конечно, крайний случай. Но перенос своей исторической травмы на чужую почву и
практика ложных аналогий весьма характерен как для россиян так и для русских
эмигрантов.
Отношение русских к тому что происходит в США, слава богу, не оказывает
сколько-нибудь заметного влияния на то, что происходит в этой стране. Но то,
что это отношение на 100% совпадает у путинских мракобесов и либеральной
оппозиции, вполне можно рассматривать как тревожный сигнал о неблагополучии
внутри самой оппозиции, как симптом ее глубоко укорененной провинциальности и
отсталости.
Неспособность адекватно оценивать события в мире не может сочетаться со
способностью правильно оценить то что происходит внутри страны и выработать правильную
тактику и стратегию сопротивления режиму. А главное, непонимание происходящих в
мире процессов не позволяет либеральной оппозиции предложить гражданам страны
современный проект будущего, во многом порождает бессилие российского протеста,
который достигает отдельных успехов только в некоторых регионах России, там где
к этому протесту не прикладывают руку столичные либеральные властители
умов…
Помочь блогу Игоря Яковенко можно так:
4261 0125 9763 5888 - карта Альфа-Банка
5106 2180 3035 4666 - карта Яндекс.Деньги
2202 2003 5238 6609 - карта Сбербанка