воскресенье, 22 марта 2020 г.

МЕДИТАЦИЯ - 72. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВИРУСОЛОГИИ

Видео:


Адаптированная стенограмма


«Отряды Путина» сжигают листочки с рисунками коронавируса под возгласы: «Никакого здесь коронавируса нет! Это все Трамп придумал, чтобы доллар взлетел вдвое! Мы сжигаем коронавирус! Все! Сожгли! Страна освободилася!».

Это одна методика борьбы с пандемией. Есть и другая:

«Мы разгоняем коронавирус! Коронавируса не будет в нашей стране!». Группа бабушек в Краснодарском крае машет листочками, приговаривая: «Мы окуриваем коронавирус! Его больше нет!».

Те, кто решил, что это пародия, ошибаются. Эти организации называются «Отряды Путина», они поддерживаются местной властью и весьма активны в борьбе против внутренних и внешних «врагов Путина».

Сегодняшний разговор, несмотря на такое, кажущееся сатирическим начало, будет касаться тем не просто весьма серьезных, но и глобальных. Поэтому я пригласил в качестве собеседников двух очень разных людей: одного немца и одного француза.
«Лучше несправедливость, чем беспорядок». Иоган Вольфганг Гёте.

«Прогресс есть развитие порядка». Огюст Конт.
Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые коллеги. Я – Игорь Яковенко и это 72-й выпуск программы «Медитация».

Итак, вначале несколько штрихов к портрету русской национальной вирусологии.

Главный инфекционист Ставропольского край Ирина Санникова съездила в Мадрид на стажировку, приехала в Россию и стала бурно делиться опытом: собрала несколько многолюдных совещаний в администрации края, постоянно читала лекции о профилактике пандемии.

Полагаю, что все вы, уважаемые коллеги, уже поняли, что главное, чем делилась главный инфекционист Ставропольского края, был не опыт профилактики коронавируса, а сам коронавирус. Поскольку у нее после посещения Испании обнаружились признаки этого вирусного заболевания. В итоге весь субъект федерации оказался в панике. Не менее тысячи человек, включая студентов, преподавателей и чиновников, входивших с Санниковой в контакт, стали потенциальными разносчиками вируса.

Но у России есть уникальное средство борьбы с пандемией. Это РПЦ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитв от коронавируса COVID-19, которые начали читаться на литургических службах во всех храмах Русской православной церкви с 22 марта. По странному стечению обстоятельств именно с этого момента наблюдается резкое увеличение числа зафиксированных зараженных.

Белгородская митрополия будет бороться с коронавирусом колокольным звоном, он будет звучать пять раз в день во всех храмах региона. В митрополии отметили, что в ситуации с коронавирусом, кроме санитарной защиты, будут предприняты «меры защиты духовной».

«Колокольный звон продолжительностью не более 3 минут будет повторяться в 09.00, 12.00, 15.00, 18.00 и в 21.00 (по мск) во всех храмах Белгородской области ежедневно», — говорится в сообщении митрополии.

Как отмечается, меры эти согласованы с епископами Белгородской митрополии. Их поддержал губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

Еще один выдающийся российский вирусолог, академик РАЕН Рамзан Кадыров, призвал не паниковать из-за коронавируса, а лучше укреплять иммунитет водой с лимоном и медом, а главное, есть чеснок, чтобы была, как выразился академик Кадыров, «чистая кровь».

Важный вклад в историю борьбы с пандемиями сделала выдающаяся поедательница бобров Маргарита Симоньян:
«До сих пор единственная болезнь, полностью побежденная человечеством – черная оспа. Победил ее, кстати, напоминаю, Советский Союз!»
Видимо, британский врач Эдвард Дженнер, который в 1796 году сделал первую прививку оспы, был тайным гражданином СССР. Как и зачисленное задним числом в советское гражданство командование английской армии и флота, в которых оспенное вакцинирование сделали обязательным в 1800 году. В Советском Союзе вакцинация была проведена в 1936 году, а последняя крупная вспышка оспы произошла в конце 1959 – начале 1960 годов…

Кстати, я бы настоятельно порекомендовал Маргарите Симоновне скорректировать свои гастрономические пристрастия, поскольку есть бобров – это крайне негуманно, а кроме того, в свете последних событий, поедание наших соседей по планете, которые обычно не служат пищей, ведет к непредсказуемым последствиям.

В трудные моменты лучше всего проявляются благородные черты русского характера. Вот, например, авиакомпания "Россия" продаёт билеты из Таиланда в Москву тем, кто хочет экстренно вернуться, по 3,5 млн руб. То есть на порядок больше первоначальной стоимости. Руководство авиакомпании "Россия" наглядно продемонстрировало, что означает слоган: "Россия" - щедрая душа!"

Пандемия в считанные недели изменила облик если не планеты, то той ее части, которая населена людьми. Прежде всего речь идет о крупных городах, из которых исчезли люди.

По улицам Барселоны ходят кабаны. В японский город Нара из соседнего парка пришли голодные олени, возмущенные тем, что исчезли туристы, которые их обычно кормили.

А вот это уже Таиланд, где хозяевами города стали многочисленные стаи обезьян, которые добывают себе еду самостоятельно.

Мир после коронавируса изменится. Произойдут перемены в экономике, в политике, в социальном устройстве общества.

Насколько реально, прежде всего экономически и технологически, перейти массово на такую организацию людей, в которых социальная дистанция между ними снизит катастрофические последствия возникновения все новых мутаций вирусов?

Насколько реально уйти от этих «человейников» в десятки миллионов гомо сапиенсов, в которых пандемия распространяется, подобно взрыву или лесному пожару?

Есть проблемы еще более глубокие, которые касаются простых человеческих отношений между людьми. На поверхности лежит замена рукопожатия и ритуальных поцелуев при встрече.

Грядет ли антисексуальная революция, противоположная той, что случилась в XX веке?

Задержится ли после конца пандемии новый гуманистический лозунг: «Будем дальше друг от друга»?

Сохранится ли устойчивый тип человека, для которого стремление все вокруг стерилизовать станет образом жизни и в чем-то ее смыслом. Короче, не появятся ли массово -

Люди в футлярах

Пандемии прошлого были неизмеримо более страшными, но ведь в те времена жизнь человеческая ценилась самими людьми, а уж тем более властями, неизмеримо дешевле. И каждая такая пандемия способствовала тектоническим сдвигам, кардинальным переменам в устройстве человечества.

Юстинианова чума 6 – 8 века

Унесла жизни 50 миллионов людей на Востоке и 25 миллионов в Европе. Стала одной из причин падения Римской империи и конца античного мира.

«Черная смерть» XIV-й век

Погубила 25% человечества, в том числе от 30 до 60% людей в Европе. Стала одной из причин гибели монгольской империи, расшатала церковные устои Ватикана и стала одним из факторов, вызвавших к жизни Реформацию, и всего кризиса Позднего Средневековья, описанного Йоханом Хёйзингой в «Осени средневековья».

Последствия пандемии коронавируса предсказать невозможно, поскольку она еще не только не закончилась, но и даже не достигла пика. Но они непременно будут, и к жизни мире после коронавируса будет лучше готов тот, кто их предвидит…

В связи с этим умением заглянуть в будущее, предвидеть его, я хочу обратить внимание на очень важный, на мой взгляд, текст, который написал Михаил Ходорковский. Он называется:

«Новая Россия или Гардарика».

Почему я считаю этот текст, эту брошюру Михаила Ходорковского важным событием. Во-первых, потому, что это развернутое и весьма содержательное описание того, что надо сделать после Путина, чтобы создать страну, в которой было бы можно жить.

Во-вторых, потому, что многие детали будущего обустройства страны прописаны Ходорковским не просто не банально, но и «против течения», против оппозиционного мейнстрима, что тоже, на мой взгляд, является достоинством.

И, в-третьих, содержательность этой работы Михаила Ходорковского проверяется таким известным попперовским критерием, как фальсифицируемость. То есть желающих фальсифицировать, то есть опровергать всякие банальности типа 2х2=4 или «свобода лучше, чем несвобода» найдется немного, но и цена им невелика. В отличие от того, что написал Ходорковский, у которого есть многое, за что критический взгляд может зацепиться.

В целом, это, возможно, самый сильный текст, когда-либо написанный Ходорковским.

Ну, и поскольку я уже много хороших слов наговорил в адрес работы МБХ, я, как любой добросовестный критик, должен сказать, что у меня в этом тексте вызывает сомнения. Их довольно много, остановлюсь на главных.

Вполне справедливо ставя цель уйти от имперской сути России, МБХ явно предусматривает сохранение ее в существующих границах. Не знаю, сохранил ли он свою готовность лично воевать за удержание Кавказа в составе России, но и в этом тексте есть явная сакрализация нерушимости российских границ.

Мир в ХХ веке был свидетелем превращения целого ряда империй в национальные государства. Все эти трансформации сопровождались отпадением колоний. Можно вести долгий спор о том, где у этого монстра под названием Россия «хвост», где «голова», то есть, где метрополия, а где колонии, но тот факт, что именно в России после распада СССР сохранились имперские настроения и именно они стали социальной и психологической базой путинизма, свидетельствует о том, что именно вот эта, сотканная из завоеванных территорий, громадная страна может быть только империей, а механизм ее превращения в национальное государство так же не представим, как процедура превращения мышей в ежей, про которую мудрая сова сказала, что она видит стратегию, а тактика – это дело исполнителей.

Моя гипотеза состоит в том, что при сохранении страны в существующих границах рано или поздно произойдет возрождение империи, а значит ее трансформация в национальное государство может стать возможной только при условии распада, который, опять – таки, на мой взгляд, неизбежен.

Вторая проблема этого текста в том, что он, на мой взгляд, исходит из неизменности мира, то есть автор напоминает генерала, который готовится к прошедшей войне. Только один пример. Агломерации в 20-30 миллионов человек – это сегодня, действительно, локомотивы прогресса. Останутся ли они таковыми в том мире, который установится после пандемии, – большой вопрос…

МБХ заканчивет свою работу словами:
«Я делаю свой взнос в эту работу. Кто сможет — пусть сделает больше и лучше.»
Текст Ходорковского может стать основой большого и очень важного разговора о той России, которую мы хотим обустраивать в послепутинском мире. И это одна из предпосылок наступления этого мира.

С вами был Игорь Яковенко в 72-м выпуске программы «Медитация». Подписывайтесь на мой канал и давайте думать вместе.


Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:


- PAYPAL

4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
5106 2180 3035 4666 - Карта Яндекс Деньги

2 комментария:

  1. Статья, в целом, полезая, но у меня есть два замечания (даже три, как будет видно ниже). Первое -- в том, что оценка автором работы М. Ходорковского «Новая Россия или Гардарика», сильно завышена. Эта работа, при всей ее кажущихся "глубине" и "деталированности", является, по сути дела, "метанием бисера перед свиньями". Причина -- в полной практической неосуществимости предлагаемых МБХ мероприятий по превращению "рашки" в "Гардарику". Ну, вот это, например: "Выходит, что у России нет иного выбора, кроме как попытаться стать не ПРОСТО демократическим, а САМЫМ передовым демократическим обществом, при созидании которого задействованы новейшие политические технологии. [Слова выделены мною - М.С.]" -- Это что, серьезно? Чем эта идея лучше миллион раз обсмеянного лозунга "Догоним и перегоним Америку по молоку и мясу!"?
    Второе замечание -- по поводу так наз. "критерия Поппера". И.Я. пишет: "... содержательность этой работы Михаила Ходорковского проверяется таким известным попперовским критерием, как фальсифицируемость." Здесь придется сделать даже два замечания. 1. Термин "фальсифицируемость" применять не следует,т.к. глагол "фальсифицировать" в русском языке имеет значение, не имеющее (почти) ничего общего со значением немецкого глагола "falsifizieren". Для описания критерия Поппера вполне пригодно слово "опровергаемость". 2. Критерий Поппера был придуман его автором вовсе не для подтверждения "содержательности" или истинности, правильности чего-либо, а для подтверждения НАУЧНОСТИ. Другими словами, если некое утверждение (идея) не соответствует критерию Поппера, это не означает, что эта идея заведомо ложна, это означает лишь, что эту идею не имеет смысла обсуждать в "научном ключе" (т.е. в рамках какой-либо научной парадигмы). Но просто потрепаться по этому вопросу за кружкой пива -- это без проблем. Хороший пример применения критерия Поппера -- спор о существовании Бога (а тж. Бермудского треугольника, "летающих тарелок", честных коммунистов, добрых тещ и т.п.). Утверждение "Бога нет" является (с точки зрения, повторяем, критерия П.) научным, т.к. оно легко ОПРОВЕРГАЕТСЯ -- путем нахождения Бога, взятия его за бороду (извините за вольность) и приведения его на Красную, например, площадь. Утверждение же, что "Бог есть" научным не является, т.к. опровергнуть его невозможно (как, вообще, невозможно опровергнуть почти любое "позитивное" утверждение). Заодно, замечу, что изложение сути критерия Поппера во многих источниках (например, в Википедии) сделано весьма неуклюже, и понять ничего не возможно. А идея-то -- простая.

    Спасибо за внимание :).

    ОтветитьУдалить
  2. Игорь Александрович, добрый день! Меня зовут Алексеем. С огромным интересом читаю постоянно Ваш блог. Узнаю очень много нового и интересного. Прочитал "Новою Россию" МБХ. Есть на мой взгляд интересные мысли. Очень хочется откликнуться на призыв думать вместе. Как можно написать Вам письмо на емайл? Был бы очень рад этому, если Вы не будете против. С уважением, Алексей К.

    ОтветитьУдалить