Как в российскую
культуру стремительно ворвались нормы 30-х – 50-х годов и чем это свидание с
прошлым закончится
Здравствуй, старое времечко! Наконец-то ты вернулось!
Заждались. Теперь все окончательно встало на свои места. Царь – на царское.
Бояре – на боярские. А шуты, то бишь актеришки-режиссеришки, не говоря уж о
писаках-бумагомараках, расселись по своим шесткам и жердочкам и ждут команды,
когда им будет дана команда кукарекать. А к команде непременно будет приложена
инструкция, что именно кукарекать, в какой тональности и в какой
последовательности.
Депутаты Госдумы посмотрели «Матильду». Никто не видел, а
они посмотрели. Героически, можно сказать, испытали на себе, подобно врачам,
ставившим на себе смертельные эксперименты. И важно кивнули. Мол, ничего
страшного, смотреть можно. Не смертельно. И Станислав Говорухин кивнул, мол, «нет
там ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих». А Елена Драпеко даже
похвалила фильм за «красивые интерьеры». И даже член партии Ж., Ярослав Нилов
снисходительно обронил: «красивый фильм, на любителя».
Важные государственные люди посмотрели, кивнули и сказали: «можно».
А могли бы помотать головой и сказать: «низзя». Видимо, в этом случае Минкульту
велели бы отозвать прокатное удостоверение, а граждане России были бы избавлены
от просмотра неправильного кино.
Вот так, вполне буднично, без стука, как к себе домой,
открыв дверь своим ключом, в страну вернулось прошлое. То, что было в 30-х –
начале 50-х годов. Пока без черных воронков и без массовых расстрелов. Но это
пока. Главное, что вернулся дух того прошлого, точное воспроизведение
отношения: «власть-художник-население».
Письмо Всеволода Вишневского – Сталину о начале работы над
фильмом «Незабываемый 1919-й» от 20.01.1950: «Дорогой Иосиф Виссарионович!
Михаил Чиаурели сообщил мне Ваши отзывы о моей пьесе «Незабываемый 1919-й».
Глубоко Вас благодарю. Я приступаю с Михаилом Чиаурели к работе над фильмом «Незабываемый
1919-й». Прошу Вас принять меня для беседы, которая позволит углубить и
расширить разработку названной темы. С глубоким уважением, Всеволод Вишневский».
Архивный фонд Российской Федерации хранит тысячи подобных
писем от авторов пьес, фильмов и книг к Сталину и его подручным. Какие-то
просто отправлялись в архив а на некоторые вождь благосклонно отвечал. Вот,
например, его переписка с поэтом и драматургом Владимиром Киршоном. Киршон –
Сталину от 9.10.1932 о пьесе «Суд»: «Дорогой товарищ Сталин! Посылаю Вам свою
пьесу, задуманную давно и окончательно оформившуюся во время поездки за границу.
Очень прошу Вас прочесть ее и дать мне указания. С коммунистическим приветом
В.Киршон». Сталин – Киршону от 15.10.1932: «Тов.Киршон! Пьеса вышла у Вас
неплохая. Хорошо бы пустить в дело немедля. И.Сталин». Владимир Киршон,
которого в СССР-России помнят как автора стихов «Я спросил у ясеня…», был
порядочным мерзавцем: стучал на коллег, с энтузиазмом участвовал в травле
Зощенко и Булгакова, а философа Лосева предлагал «поставить к стенке». Впрочем,
это, как и положительный отклик Сталина, ему мало помогло. В 1937 обвинен в
принадлежности к «троцкистской группе в литературе», в 1938 – расстрелян как
враг народа.
Абсолютный рекордсмен по подобной переписке со Сталиным –
Демьян Бедный. Впрочем, там были отношения неизмеримо более высокие, поскольку
до середины 30-х годов Демьян Бедный и Сталин были соседями по кремлевскому
коридору. И когда в 1932 году на Политбюро встал вопрос о выселении Демьяна из
Кремля из-за его бесконечных скандалов и семейных дебошей, он засыпал своего «соседа
по лестничной площадке» жалобными письмами. А до этого постоянно жаловался
Сталину то на то, что его не так сильно любят в редакции «Правды», как он этого
заслуживает, то на то, что злые люди из Политбюро хотят отобрать у него
персональный, т.н. «протекционный» вагон, в котором пролетарский поэт ездил
отдыхать на воды. Помимо Сталина, постоянным заступником Демьяна был еще один
его сосед по Кремлю, нарком обороны и предреввоенсовета Ворошилов.
Пролетарский поэт Демьян Бедный в своей квартире в Кремле
Времена возвращаются. Одновременно с «Матильдой», которая
была снисходительно одобрена государственными людьми, на экраны вышел фильм «Крым»,
который ни в каком депутатском одобрении не нуждается, поскольку еще до своего
рождения получил статус национального (!) фильма. Этот изумительный статус
означает не только государственную помощь, но и контроль Минкульта в ходе
создания данного изделия и его проката. Инициатором фильма был министр обороны
Сергей Шойгу. Идея получила одобрение в администрации президента и лично
Владимира Путина. Воплощение государственной национальной идеи поручено не абы
кому, а Алексею Пиманову, президенту
медиахолдинга «Красная Звезда», заслужившему доверие долгими годами
ведения программ «Человек и закон» и «Армейский магазин».
Прежде чем написать
этот текст я честно попытался посмотреть этот фильм в интернете. Моего
иммунитета, воспитанного долгими годами медиакритики, а стало быть, привычки
сохранять спокойствие при просмотре всякого дерьма, хватило на 15 минут.
Добровольно смотреть это пойдут
немногие. Школьников сгоняют насильно…
В отличие от фильма Пиманова, который я так и не смог
досмотреть, книгу Егора Гайдара «Гибель империи» я прочитал очень внимательно от
первого до последнего слова, все 8 глав, плюс «Введение» и «Послесловие». Отдал
должное масшабу этого капитального труда и его внутренней логике. И, тем не
менее, и тогда и сейчас уверен, что советская империя рухнула не только из-за
падения цен на нефть и неэффективности административно-командной системы
управления экономикой. Этот комплекс причин сработал, но он был не единственным,
а возможно и не главным. Советский Союз умер от отвращения к себе. От тех самых
«стилистических несогласий», которые после 70 лет стали испытывать к советской
власти уже не только представители критически мыслящей интеллигенции, но и
большинство населения, и даже большинство власть имущих. Тот процесс
возвращения гримас и ужимок прошлого, который стремительно идет в сфере
российской культуры, неизбежно приведет к тому, что от путинского режима будет
просто тошнить большинство популяции. Возможно, это и станет главной причиной
его конца.
4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
Вот именно что совок развалился, в основном из за того, что людей от него начало тошнить и он уже всех задолбал.
ОтветитьУдалитьУгу, автор так и написал- от отвращения к себе.
УдалитьЧто-то женственное в такой логике... Это когда промежуточное звено в цепи событий выдают за начало и причину- но выдают поэтически и с физиологией. Читателю предлагается не понимание, но ощущение.
В качестве украшения сойдёт.
А теперь- серьёзнее: первопричина была именно в крахе цели методики получения прибыли корпорацией СССР. Случилась она летом 45-го после хиросимской демонстрации уничтожения прибыльности аннексового бизнеса. Из-за перекоррумпированости и богатства в оной корпорации сигнал реализовался лишь спустя пару поколений: инициаторы пытались гибридизировать бизнес, перенастроить госрелигию марсизьмы-ленинизьмы, додурили соратников "Пилите Шура они золотые" до карибского кризиса и потом, когда стали ясны риски, стабильности ради выклянчили досидеть до гонки на катафалках. И результирующее отвращение выдавать за причину...Зачем? Для благозвучия?
УдалитьИ ещё раз- смена вывески названия корпорации может быть и липовым банкротством
Удалить"Советский Союз умер от отвращения к себе.---Путинский режим своим цинизмом и жадностью , конечно,уже переплюнул совок...
ОтветитьУдалитьДепутаты Матильду оправдали. А что скажут попы?
ОтветитьУдалитьУ Попов ещё небыло централизованного просмотра))
УдалитьА попы на то и попы, чтобы пропукать зловонно...
УдалитьА как же Наклонская?
ОтветитьУдалитьКоманды не поступило. Вот когда свистнут показать эротику с пеной- вот тогда и предъявят.
УдалитьСтихи и песни Булата Окуджавы
ОтветитьУдалить"Вселенский опыт говорит..."
Б.Слуцкому
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
1968