О новом витке российско-украинской
церковной войны и ее перспективах
Российско-украинский
церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая
31.07.2018 на телеканале «Прямой» глава УПЦ Киевского патриархата Филарет
заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут
переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности
Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская
лавра, Почаевская лавра – чья это собственность? Собственность украинского
государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской
церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана,
то лавра – и одна, и вторая – будут переданы украинской церкви», - объяснил
патриарх Филарет.
Ответ патриарху
Филарету от имени Украинской православной церкви Московского патриархата дал
пресс-секретарь этой организации Василий Анисимов: «Филарет, отлученный от
церкви за многочисленные церковные преступления, может распоряжаться только той
собственностью, которую они, раскольники, сами создали – например, храм где-то
построили». «Заявления Филарета совершенно абсурдны и нелепы с юридической
точки зрения», - сообщил Анисимов, и в доказательство прав Московской патриархии
на недвижимость в Киеве прибегнул к аналогиям: «Каждая собственность имеет свою
историю, это юридический термин, и все прекрасно знают, что если ваш дом
отобрали, а вас заселили, то этот дом потом будет возвращен вашему сыну, но
никак не всем желающим его получить. И при чем вообще здесь автокефалия?».
Автокефалия
здесь, несомненно, еще как при чем, поскольку, если рассматривать Киево-Печерскую
лавру не только как православную святыню и объект культурного наследия, а как
недвижимость, то она находится в собственности государства Украина, которое
вправе своей собственностью распоряжаться, в том числе и передавать ее в
пользование той или иной организации. И насчет истории Василий Семенович
напрасно вспомнил, поскольку Киево-Печерская лавра была создана в 1051 году, а
про городок Москов впервые мельком упоминается в Ипатьевской летописи в 1147
году, то есть спустя почти столетие. Так что представителям Московского
патриархата в этом споре о недвижимости историю лучше не трогать.
Что же
касается получения автокефалии для Украинской православной церкви, то этот процесс
оказался намного более долгим и трудным, чем ожидали власти Украины и в
частности Петр Порошенко, который обещал верующим УПЦ Киевского патриархата
томос об автокефалии ко дню 1030-летия крещения Руси. Вселенский патриарх
Варфоломей Первый, чьего томоса напрасно ждал Петр Алексеевич, мужчина взрослый (78 лет) и тертый. С Москвой имеет сложные
отношения, поскольку не раз занимал антимосковскую позицию и в ситуации с
Эстонской православной церковью, и по отношению к милой сердцу Кремля концепции
«Москва – третий Рим», которую Варфоломей Первый обозвал «богословски
несостоятельной». Но вдрызг рассориться с Гундяевым, а точнее, с Путиным
Вселенский патриарх явно не намерен. Так что вожделенного томоса об автокефалии
в ближайшее время Украине ждать не следует.
К тому же опыт
вербовки у Путина большой, и мастерство это у него с годами растет. Процесс шрёдеризация
элит вполне успешно внедряется и в церковную среду. Весь мир наблюдал за
дружеской беседой Путина и патриарха Александрийского и всея Африки Феодора
2-го во время крестного хода на праздновании 1030-летия крещения Руси. После
чего Феодор 2-й заявил в интервью РИА Новостям, что «Александрийский патриархат
согласен с мнением РПЦ о том, что политическому давлению нельзя поддаваться». И
добавил: «Когда разделяются государства, а потом и Церковь – это неправильно».
И тут же рассказал о своей любви к России, вспомнил, как он более 30 лет назад,
еще во времена СССР служил экзархом в Одессе. Правда, почему-то заявил, что это
была Россия…
Судя по
опросам социологов службы «SOCIS» за автокефалию Украинской православной церкви
выступают 31,7% граждан Украины, против – 20,7%, 18,8% ничего об этом не знают,
остальные затруднились с ответом. Украина, в отличие от России, не авторитарное
государство и единства мнений здесь нет, и не будет. Поэтому у украинских
политиков в отношении церковной войны непростой выбор. Поскольку ее продолжение
не сулит быстрой победы, а сдавать полностью «церковный фронт» тоже нельзя.
Для Путина
эта церковная война в любом случае выгодна. При ее обострении он на полную
мощность врубает свои информационные орудия, которые на весь мир будут орать об
ущемлении прав верующих бандеровским режимом. В случае, если Киев отступит, в
Украине будет нарастать влияние гундяевской пятой колонны. В идеале европейский
выбор Украины должен был бы сопровождаться усилением светского характера
государства и постепенным уменьшением влияния любой церкви на общество. К
сожалению, в условиях войны процесс секуляризации общества тормозится, так что
на российско-украинском церковном фронте в ближайшем будущем перемен не
ожидается.
4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
Здесь приведенны не все цифры опроса и поэтому, соответственно, они - не корректны и не коррелируюся на ситуацияю.
ОтветитьУдалитьОчень сильное различие по верующим/неверующим, по регионам, по конфессиям и т.д.
Главное - принято политическое решение в принципе.
Самое важное решение о СВОЕЙ собственности будут принимать верующие (реальные прихожане) на местах и в каждом конкретном случае, а там ситуация намного оптимистичнее для Украины.
Например, поддержка автокефалии среди верян УПЦ КП и УГКЦ поддержка около 50%, а у УПЦ МП - меньше 25%.
На Западе Украины поддержка около 60%, на Донбассе - меньше 20% и т.д.
Средние цифры "по больнице" нужны только для пропагандистов и, по большому счёту, ничего не отражают.