Видео - тут:
Текстовая версия, опубликованная на ЕЖе:
Закон Клишаса-Крашенинникова вводит во
всех уголках России ручное управление из Кремля и ликвидирует федерацию.
Татарстан против, Якутия сомневается, остальные покорно молчат.
В связи с
очередной инициативой сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова вспомнилась
пожилая советская шутка про то, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и
жена, а четыре совершенно разных человека. Дуэты, слипшиеся в восприятии в
единый организм. Пат-Паташон, Зиновьев-Каменев, теперь вот –
Клишас-Крашенинников. Можно не читая новый закон этого дуэта с уверенностью
утверждать, что это будет очередная гадость. Но прочитать все-таки стоит.
Потому что это гадость особенная.
Итак, сенатор
Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект
федерального закона о публичной власти, который должен заменить Ф3-184 «Об
общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации».
Законопроект
дает местным властям пряник – по примеру Путина обнуляет сроки главы субъекта, и тут же следует кнут – полное обнуление его
значимость как политической фигуры. Если ранее президент России, прежде чем прекратить
полномочия главы субъекта, был обязан хоть что-то сказать, почему он это делает
– не доказать, а просто сказать, то теперь он может уволить губернатора просто
потому что тот ему не нравится. На кремлевском сленге это называется по «утрате
доверия». Ну и введение целого набора наказаний для глав регионов – выговор и
пр. - немного напоминает комсомольско-партийную дисциплину и не к ночи будь
помянут принцип демократического централизма.
Исчезновение
полномочий Законодательных собраний субъектов федерации превращает местные
парламенты в бессмысленные и бессильные дискуссионные площадки, дублирующие
местные Общественные палаты.
Основная
идея нового законотворческого шедевра Клишаса-Крашенинникова – ручное управление
из Кремля и с Краснопресненской набережной любым участком России. Вот что эти люди написали в законе:
«Федеральные органы исполнительной власти
могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ,
осуществляющих государственное управление в сферах здравоохранения, финансов, а
также осуществляющих государственное управление в сферах образования,
здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный
надзор, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц
указанных органов исполнительной власти субъекта…»
То есть
Москва теперь будет раздавать и отнимать тысячи портфелей и кресел у тысяч
региональных начальников, а главы субъектов федерации будут покорно наблюдать
за тем как люди, которых в этой местности никто не знает и никто не выбирал,
хозяйничают в регионе, за который он, этот глава, несет всю полноту
ответственности.
Восстание Татарстана и сомнения
Якутии
Госсовет –
региональный парламент – Татарстана проект Клишаса-Крашенинникова не поддержал.
Решение не поддерживать законопроект было принято единогласно всеми 82
депутатами.
Главное,
против чего восстал Госсовет Татарстана – это то, что закон
Клишаса-Крашенинникова обязывает руководителей регионов страны именоваться исключительно
«главами». Идея в том, что президент в
России может быть только один. Сейчас исключение составляет Татарстан, где человек,
возглавляющий республику, именуется президентом.
21 марта
1992 года был проведен референдум о суверенитете Татарстана, результатом
которого стало провозглашение государственного суверенитета республики.
На вопрос: «Согласны
ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект
международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими
республиками, государствами на основе равноправных договоров?» ответили
положительно 61.4% проголосовавших. Накануне этого референдума я силами
Российской социологической службы «Мониторинг» проводил опрос жителей
Татарстана. Результаты опроса с высокой точностью совпали с результатами
референдума, и я могу утверждать, что большинство жителей республики были
настроены на отделение от России, на выход Татарстана из Российской Федерации и
образование самостоятельного государства. Если бы у Татарстана был хотя бы
километр внешней границы, эти настроения воплотились бы в политические действия
и на карте мира вполне могло образоваться еще одно государство. Сейчас
суверенитет республики утрачен, в качестве рудимента осталось только название «президент».
Но идея суверенитета в народе Татарстана жива и ждет своего часа…
Против
закона Клишаса-Крашенинникова протестует не только Татарстан, но и Якутия. Иван
Шамаев, д. ф.-м. н., депутат Госсобрания Республики Саха (Якутия) в статье в «Новой
газете» пишет:
«Пока вся Россия
молчит, Республика Саха (Якутия) на свой страх и риск оживленно обсуждает
законопроект, высказывая при этом мысли, которые позже, возможно, могут быть
признаны крамольными».
Историческая
память якутов и особенно татар хранит воспоминания о собственной
государственности. В истории татарского народа дата 2 октября 1552 – день взятия
Казани - года окрашена совсем иначе, чем в истории русского народа. Путин в
своих «исторических» опусах пытается представить единственно верную «историю»
северной Евразии с имперских позиций, причем, с позиций современного имперца 21
века. Не отдавая себе отчет в том, что у двух сотен народов, населяющих Россию,
есть примерно столько же «историй». И задача нормального политика – да где ж
его взять?! – не командовать народам и регионам: «Равняйсь, смирно! Равнение на
середину!», а, учитывая высочайшую степень гетерогенности регионов России – где
Тыва, а где Питер! – выстраивать сложнейшую конструкцию асимметричной федерации
с элементами конфедерации. Впрочем, о чем это я…
Есть ли у регионов потенциал
сопротивления?
С этим,
видимо, все просто. Путинский режим превратил глав российских регионов в крайне
уязвимую мишень. В марте этого года по подозрению в получении взятки в размере
31 млн рублей задержан глава Пензенской области Иван Белозерцев. Это шестой
случай ареста и отправления в тюрьму действующего губернатора.
Первым задержанным при исполнении полномочий стал в 2006
году глава Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. Затем, 3 марта 2015 года по
подозрению в получении взятки был задержан губернатор Сахалинской области
Александр Хорошавин. 18 сентября 2015 года в отношении главы Республики Коми Вячеслава Гайзера
было возбуждено уголовное дело по обвинению в создании организованного
преступного сообщества. 24 июня 2016 года в московском ресторане был задержан губернатор Кировской
области Никита Белых по обвинению во взятке. 4 апреля 2017 года был задержан глава Удмуртской
Республики Александр Соловьев. 9 июля 2020 года в Хабаровске оперативниками
Следственного комитета и сотрудниками ФСБ России по подозрению в организации
убийств и организации покушения на убийство был задержан губернатор
Хабаровского края Сергей Фургал.
Аресты
губернаторов стали обыденностью. Смотришь в окно – вон птичка пролетела, а вон
очередного губернатора в наручниках повели. В данном случае не столь важно, кто
из них преступник, а кто жертва спецоперации. Важно, что на сопротивление федеральному
центру региональные начальники не способны. Им бы на свободе остаться…
Почему закон Клишаса-Крашенинникова
разрушает Россию
Потому, что
он, во-первых, идет поперек одного из главных принципов теории управления,
который сформулирован в законе Эшби о необходимом разнообразии.
В
соответствии с этим законом оптимального управления можно достичь за счёт
увеличения разнообразия управляющей системы. А закон Клишаса-Крашенинникова
предельно упрощает Россию, превращает ее в однообразную плоскость, в которую
воткнута вертикаль власти. Управление страной превращается в постоянно
действующую прямую линию Путина, когда он, через головы губернаторов местных
депутатов и мэров решает вопросы канализации, больничных коек и цен на
подсолнечное масло.
Вторая
причина в том, что этот закон устраняет один из важнейших позиционных
конфликтов, которые необходимы для поддержания равновесия в большом и сложном
государстве – позиционный конфликт между центральной и региональной властью.
Этот важнейший позиционный конфликт позволяет удерживать баланс между
интересами целого и части и не дает взять окончательный верх ни имперскому
самодурству, ни самодурству местническому.
Закон
Клишаса-Крашенинникова является отличной иллюстрацией афоризма Оскара Уайльда: "Когда
Бог хочет наказать человека, Он исполняет его желания." Путинским хотелкам
в России преград не существует. Это
немного напоминает советский мультик «Вовка в тридевятом царстве». Там «двое из
ларца одинаковы с лица» исполняют все желания главного героя, которого – так уж
совпало – тоже зовут Владимир, а в результате получается полная ерунда. И вот
наши современные двое из ларца, Клишас-Крашенинников выполняя все желания тезки
мультяшного героя, оказавшегося на нашу беду президентом России, в итоге
создают управленческий хаос и приближают распад России.
2202 2003 5238 6609 - карта Сбербанка
5106 2180 3035 4666 - карта Яндекс.Деньги
Насчёт практичности закона Эшби не знаю, но интересно, как бы оценил этот новый Закон - не скажу, наш Конституционный суд, ему-то доверия нет - а дотошный и непредвзятый специалист по конституционному праву.
ОтветитьУдалитьИ, кстати, о Конституции и о доверии.
Коль скоро предложенный "молодцами из ларца" (браво, Игорь Александрович - правда, смешно!) Закон легализует критерий "доверия" как решающий в вопросе делегирования властных полномочий, а, согласно 3-ей статье 1-ой Главы Конституции Российской Федерации, "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", не означает ли это, что полномочия любого Президента Российской Федерации могут быть прекращены не только в результате выборов, но и "в связи с утратой доверия" народа лицу, исполняющему обязанности гаранта Конституции? Думаю, единственной помехой в выяснении степени критичности означенного и уже накопленного в народе недоверия может явиться лишь противодействие самой власти запуску и честному проведению референдума с таким вопросом. Но это уже вопрос практики (в широком смысле слова), а не теории права.
Или я что-то ещё не учитываю?
Начало цепочки суждений автора интересное, но вывод тут другой: этот закон противоречит Конституции. И вот почему. Губернаторы избираются населением региона. Их результат на выборах почти всегда выше, чем у Путина на президентских выборах.Значит, доверие народа к губернаторам больше, а носителем суверенитета является народ, а не Президент.
ОтветитьУдалитьА я снова о своем, девичьем. И в этом рассуждении Игоря Александровича я увидел "выдачу желаемого за действительное". "Закон Эшби", по-видимому, работает во многих ситуациях, но, уж, точно -- не во всех. (Имеется виду социальная сфера.) Тот же СССР просуществовал довольно долго. Много там было "разнообразия"? А Сев. Корея? Предполагаю, что и другие примеры найдутся. (Ну, можно, конечно, возразить, что "разнообразия" не было как в "системе управления", так и в "объекте управления". Но это тема для целой диссертации.)
ОтветитьУдалитьНапротив, "Закон Клишаса-Крашенинникова", поскольку он направлен на "укорачивание рук" местных органов самоуправления, отлично послужит цели правящей банды: замедлить распад Рассеюшки. Так что, ихний Эшби отдыхает, а наши "невтоны" знают свое дело.
"..... что Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека...." - И.Я. - до старости дожил,а вот это не слышал.Браво!
ОтветитьУдалитьЯ слышал;у кого борода длиннее - у Карла или Маркса
Завидую Вам -- сколько интересных открытий у Вас еще впереди!
Удалить