Боб Дилан и папа Иоанн Павел Второй. 1997.
Анатоль Франс, Бернард Шоу, Уильям Фолкнер, потом Хемингуэй,
и вот теперь – Боб Дилан.
В промежутке еще были
шестеро наших, в смысле - русскоязычных: Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын,
Бродский и Алексиевич. В конце все равно – Боб Дилан.
Уже с Алексиевич был скандал – многие члены писательских
союзов негодовали. Мол, это не писатель. Потому что, какой же это писатель,
если она просто разговаривает с людьми, а потом пересказывает их истории? Писатель должен выдумывать и фантазировать, а
она ничего не выдумывает и не фантазирует. Нет, не писатель.
Но Алексиевич – ладно, она хоть по формальным признакам –
писатель, потому что книжки пишет и они продаются в книжных магазинах. А этот –
куда? Он ведь вообще – поёт!! И еще играет на гитаре, а раньше вообще на губной
гармошке дудел.
«Какой русский не любит перечесть перед сном Боба Дилана», -
тонко шутит журналист Илья Клишин. «Полностью понимаю Нобелевский комитет:
читать книги тяжело», - соревнуется с ним в остроумии писатель Гари Штейнгарт.
Юрий Лоза суров как вологодский конвой и требует от
Нобелевского комитета отвечать коротко, ясно, не отводя глаза в сторону. «Какой
вклад в мировую культуру сделал Дилан, кроме американской?», - допрашивает Лоза
проштрафившихся комитетчиков. И
предлагает немедленно допросить все полтора миллиарда китайцев, признают они
вклад Дилана в китайскую культуру, или не признают. А пока идет допрос
китайцев, Лоза выносит свой приговор: «Мне он (Дилан) всегда был неинтересен,
поскольку мелодии у него никакие».
Боб Дилан – первый музыкант в длинном ряду писателей и
поэтов, удостоенных литературного Нобеля. Члены Нобелевского комитета
препарировали его творчество и отделили стихи от мелодий. «За создание нового
поэтического языка в великой американской песенной традиции» - с такой
формулировкой была присуждена музыканту эта высшая литературная премия.
Обвинения в субъективизме и пристрастности вечной тенью
следуют за каждым решением Нобелевского комитета. Но если о современных
достижениях естественных наук способны судить немногие, то в политике,
экономике и литературе считают себя экспертами все. Депутат Госдумы от «Единой
России» Сергей Чижов уже заявил, что теория контрактов, за которую была вручена
Нобелевская премия по экономике, это не та проблематика, за которую надо
вручать такую награду. Депутату, конечно, виднее, поскольку он более 10 лет
везде назывался кандидатом экономических наук, а как только его диссертацией
заинтересовался Диссернет, сей научный труд как-то рассосался, а сам депутат
Чижов тут же заявил, что никакой степени у него нет и сроду не было.
Вернемся к литературе и Бобу Дилану. Литература как вид
искусства, использующий в качестве материала языковые конструкции, возникла
несколько тысячелетий назад. Эпосу о Гильгамеше, например, без малого 40
столетий. А то, что считается главным жанром литературы сегодня, то есть роман,
написанный прозой, возникло сравнительно недавно – в 13-м веке. Полагаю, то,
что песня в современном мире влияет на умы и чувства больше, чем роман, не
будут оспаривать даже депутаты Госдумы. Хотя за всех не поручусь.
Насчет влияния творчества Боба Дилана за пределами США. В
1997 году Боб Дилан был приглашен в Ватикан на Международный конгресс
католической церкви, где исполнил три свои песни. Папа Иоанн Павел Второй,
выступая после Дилана перед толпой из трехсот тысяч итальянских католиков, показал
хорошее знание творчества Дилана и сослался в своем обращении на ту песню,
которую Дилан не исполнял, а именно хит 1962 года «В дуновении ветра», который
понтифик назвал гимном всех молодых людей 60-х годов, ищущих смысл жизни.
«Blowin’
in the Wind» и другие политические
песни Дилана на несколько десятилетий стали гимнами протеста и солидарности
перед лицом несправедливости, будь то война, неравенство или несвобода. И эти
гимны звучали точно не в одной Америке.
Простые слова о свободе, о небесах, на которые надо иногда
смотреть, а скалах, которые никак не хотят обрушиться в море. Рассказ о черном
боксере, которого посадили в тюрьму за убийство, им не совершенное. Слова
ненависти, обращенные к «мастерам войны», которые лгут людям, что мировую войну
можно выиграть. И снова про войну, о том, что будет после Бомбы, в песне,
которая называется «Дождь из тяжелой воды». Многие свои песни, особенно ранние,
особенно политические, Дилан даже не поет, а скорее, говорит напевно под музыку,
и текст в них, наверное, важнее мелодии.
За последние четыре тысячелетия с момента зарождения
литературы мир изменился, и литература изменилась вместе с ним. Наверняка в
мире есть несколько романистов, присуждение которым Нобелевской премии было бы
воспринято не столь бурно. Например, поклонники Мураками давно ждут, когда его,
наконец, признают лучшим. И было бы справедливо, наверное, если бы признали. И
вряд ли было бы столько протестов. Но то, что поэзия Дилана вошла в резонанс с
сердцами и умами десятков, а, пожалуй, что и сотен миллионов людей планеты,
означает, что шведские академики приняли верное решение.
А тем, кто всегда обижается, что наших опять обошли, можно
напомнить две вещи. Первое. Боб Дилан, он ведь тоже наш. В том смысле, что его
предки и по маме и по папе – российские евреи, которые сбежали из Российской
империи от погромов в начале прошлого века. То есть тем, кто обижается надо
просто понять, что когда ты устраиваешь погромы, то всегда уезжают лучшие.
Просто потому, что погромщики лучшими не бывают.
И второе. Да, в мире
явно доминирует английский язык и американская культура. Заменить это на
доминирование русского языка и русской культуры очень просто. Надо увеличить
экономику России в 20 раз. Начать производить кроме танков еще и то, что люди
во всем мире будут хотеть носить, есть, смотреть и слушать. Делать мировые
открытия не только в узкой сфере убийств ближних, а по всему периметру сферы
познания. А главное, стать самой свободной в мире страной, в которую начнут
стремиться ученые и писатели, программисты и художники. И тогда наверняка в
России появятся свои нобелевские
лауреаты в самых разных номинациях. А пока мы ничего из перечисленного выше не
сделали, надо не обижаться, а просто поздравить Боба Дилана с заслуженной
наградой.
Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:
4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
Эх, лучше не напишешь! Душу антимилитариста мне сформировали песни Боба Дилана. Он же оградил меня от пошлости в отношениях с людьми. А учить английский с его песнями - одно удовольствие!
ОтветитьУдалитьХорошо быть пацифистом в стране, веками процветающей на захвате ресурсов всего мира, в том числе военным путем.
УдалитьСытно, безбедно и Нобелевку дадут.
Не за песни - так за миротворчество.
Брысь, ватан.
Удалитьфокину. странный американцы народ - всё в дом, всё в дом. а в рашке так и норовят вывезти деньги. и отчего бы так?
УдалитьПричем вывезти именно в Америку. Видимо из миротворческих побуждений.
УдалитьА учить английский с его песнями - одно удовольствие!
Удалитьа любви лучше всего учиться по порнографическим открыткам.
вы книжки не пробовали читать?
а для Души антимилитариста попобуйте послушать галича.
если не поздно
Спасибо, хорошее эссе.
ОтветитьУдалить++++++++++++++Присоединяюсь.
УдалитьНо поёт этот Боб Дилан так себе
ОтветитьУдалитьЮрий Лоза, перелогиньтесь.
Удалитьслушать этого лаурета просто невозможно. зачем слушать говно когда есть каллас и пиаф, абба и адамо? что касается его преступной пропаганды именно против освободительной вьетнамской войны, поражение в которой человечества отбросило историю на десятилетия назад, то она просто омерзительна, как сейчас омерзительны и преступны агенты кгб асанж и сноборден. ну а нобелевская премия этому ничто стольже смешна как и премия мерзкому недоразумению недоумием быдла сидящего восемь лет во главе штатов и отбросившего историю на четверть века как минимум.
ОтветитьУдалитьэто ещё один знак того что великая эпоха гутенберга завершается. скоты читать не способны. оглянитесь навколо и узрите - быдло дурманит себя диланами из мобил. великий воннегут (знаю, знаю не без левого душка) не удостоился, а ничтожная крякалка из подворотни - лавреат. всё это попстадо не просто ничего не дало культуре, но кривляется на её руинах. ох прав был шпенглер. конец культуре. но и цивилизация под угрозой.
э
== зачем слушать говно когда есть каллас и пиаф, абба и адамо? ==
ОтветитьУдалитьКабзона не упомянули... Ржунимагу
Прочитала только сейчас.
ОтветитьУдалитьПрекрасно, Игорь. Благодарю.