вторник, 4 октября 2016 г.

МЕДИАФРЕНИЯ - 174. КОКТЕЙЛЬ БЕССТЫДСТВА


                                                     Рисунок Васи Ложкина


Глава МИД Великобритании Борис Джонсон сказал, что у Запада есть против России самое сильное оружие – стыд. Официальный представитель МИД Мария Захарова немедленно ответила анекдотом про то, как Шойгу спросил Лаврова, что делать с этим оружием Запада, а тот ему посоветовал давать солдатам коктейль из  четырех лекарств, который поможет избавиться от стыда и нарастить мышечную массу. «Испытано на американских теннисистках», - завершила свой анекдот Мария Захарова, после чего, как я предполагаю,  должен был звучать закадровый смех, но в фейсбуке, где Мария Захарова обычно наносит свои удары по врагам России, такого сервиса пока нет, поэтому некоторые почитатели таланта Марии Захаровой начали ржать, прочитав слово «стыд», и не дочитав анекдот до конца.
   
Этот Борис Джонсон, судя по его поведению во время брексита, не производил впечатление рафинированного интеллектуала, однако, при выборе оружия против России явно руководствовался научными изысканиями. Дело в том, что антропологи считают, что в странах, где господствует коллективистская культура, то есть в Японии, Китае, Иране и в России, там есть такое явление как стыд. А в странах Запада с его индивидуализмом функции стыда выполняет чувство вины. Поскольку стыд – явление публичное, для него нужны свидетели – «стыдно перед людьми». Вина – это личное переживание, для которого нужен такой орган как совесть.

Борис Джонсон потерпел фиаско. Сработанное в тайных британских лабораториях, основанное на научном подходе секретное оружие против России оказалось бессильным. «Нету у вас методов против путинской России!», - имитируя голос Кирпича, глумливо веселилась Мария Захарова.

Провал главы британского МИДа объясняется тем, что в отношении России данные антропологов устарели, и нет у нас уже никакой коллективистской культуры. А коктейль бесстыдства мы пьем регулярно последние 17 лет, а с 2014 года так его просто ведрами вливает родной телевизор в мозги россиян. Так что антропологам, а также социальным психологам и социологам предстоит увлекательная работа по изучению новой культуры – культуры бесстыдства. И заодно нового типа человека, сформированного за 17 лет путинизма – «человека бесстыжего».

Замечательный образец такой селекции явил миру Андрей Норкин, который в ходе программы «Место встречи» на НТВ от 28.09.2016 бросился на украинского политолога Сергея Запорожского и вытолкал его из студии. После чего под аплодисменты присутствующих гордо заявил: «Значит так, всякий баран будет меня учить… Я 26 лет в журналистике работаю».  Припадок Норкина объясняется тем, что в его программе речь шла о выводах международной комиссии о трагедии малайзийского Боинга, Норкин, естественно, уныло врал, что «этонемы», а немецкий журналист Андре Баллин обратил внимание присутствующих на ту путаницу в показаниях, которая все время была у российской стороны: то украинский самолет, то украинский Бук.

Норкин попытался все отрицать, заявив, что про самолет говорили не мы, а американский блоггер. И тут политолог Сергей Запорожский совершенно справедливо заметил, что Норкин врет. И в этом может убедиться любой желающий, посмотрев заявления и Минобороны России и СКР, что у них есть свидетельства причастности украинского самолета к уничтожению Боинга. И тут Норкин решил изобразить припадок.


ВЕРНУТЬ ДЕТЯМ «КОРИЧНЕВУЮ ПУГОВКУ»!

Помните замечательную песню на стихи Евгения Долматовского «Коричневая пуговка»? Ну, про то, как пионеры разоблачили и помогли обезвредить иностранного шпиона. Там еще слова такие есть душевные: «А пуговки-то нету от левого кармана // И сшиты не по-русски короткие штаны. // А в глубине кармана – патроны от нагана // И карта укреплений советской стороны».  Текст этого прекрасного стихотворения был опубликован издательством «Детгиз» в 1939 году, и тогда песенка была довольно популярна. Новый всплеск популярности «Пуговка» испытала в конце 80-х – начале 90-х, когда ее исполняли с серьезным выражением лица как комические куплеты.

Мы наивно думали, что это мы, смеясь, расстаемся с прошлым. А оно, вдруг с диким хохотом нас настигло и глядит, уставясь пустыми глазницами, раззявив беззубый рот. Вполне возможно, что «Пуговку» будут разучивать в школах на уроках пения. Это не фантазии. И вот почему.

В сентябре на большой экран в кинотеатры страны вышел полноформатный фильм «Дети против волшебников». Кино длится полтора часа. Возрастные ограничения – 12+. Время действия – 2018 год. Место – планета Земля. Под зловещую музыку в клубах серого дыма детям показывают жуткого вида замок. Это Академия оккультных наук в Шотландии. Здесь в режиме нон-стоп мерзкого вида крючконосые колдуны-магистры тысячелетиями строят заговоры с целью захватить Россию. Цель – овладеть русской душой. «Тысячи лет мы хотели завладеть этой северной страной, ее богом и ее людьми», - сообщает один злодей другому. Но все эти тысячелетия западноевропейские колдуны не могут преодолеть таинственную, но могучую «русскую защиту».

В 2018 году «зло – возвращается»: маги-чародеи похищают пятерых русских детей и доблестные два генерала – армейский и феэсбешный отправляют им на выручку двух суворовцев. И те демонстрируют не только боевую выручку, но и могучую и непреодолимую «русскую защиту». Когда мерзкие чародеи пытаются склонить русских детей отказаться от своей матери, а заодно и от Отечества, дети немедленно начинают молиться и зажатый в руке крест одного из детей испускает сигнал на всплытие российских подводных лодок, которые появляются из темных вод вражьего моря с развернутыми триколорами и тут же наносят удар возмездия по зловещему замку Академии оккультных наук.

Фильм снят при поддержке Министерства культуры усилиями Благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского. Презентуя фильм на телеканале «Спас», его создатели объясняли, что этот фильм призван дать детям защиту от ужасного воздействия диснеевских мультиков. Оказывается, цель фильмов Уолта Диснея – довести ребенка до суицида. Вот вы бы никогда не догадались! А создатели фильма-защиты «Дети против волшебников» смогли разоблачить американского мультипликатора.

 Вот вы, наверное, спросите, как может довести до самоубийства олененок «Бемби» или «Белоснежка и семь гномов»? Элементарно, - отвечает телеканал «Спас». Следите за логикой разоблачения. Ведь «Бэмби» и «Белоснежка» - яркие фильмы, не так ли? И эмоции они вызывают тоже яркие, ведь, правда? «Ну, да», - послушно соглашается зритель телеканала «Спас» (кстати, очень хочется со зрителем этого замечательного канала познакомиться в чисто исследовательских целях). Так вот! – торжествующе восклицает автор «Детей против волшебников». А ведь, выходя на улицу, ребенок не видит этих ярких красок и не испытывает ярких ощущений! И что ему остается? Правильно – совершать самому яркие поступки. А какой самый яркий поступок? Правильно – самоубийство! «И правда, какой же гад этот Дисней! Сколько детских душ загубил!», - вопит зритель канала «Спас» и тут же на всякий случай крестится на икону с ликом Путина, стоящую на телевизоре…

Если что, я тут не анекдоты рассказываю, а разъясняю основы государственной политики в отношении подрастающего поколения, чтобы те, у кого дети посещают российские школы не удивлялись, если их ребенок при появлении на экране знаменитой заставки, предваряющей «Волшебный мир Диснея», начнет поливать телевизор святой мочой, освященной на уроках православной культуры, где их учили, как именно надо противостоять Западу и обучали различным приемам «русской защиты».

Именно как противостояние культуры и искусства рассматривал Дмитрий Киселев обливание мочой фотографий на выставке в программе «Вести недели» от 2.10.2016. Чтобы ни у кого не возникло сомнений, что именно произошло на выставке фотохудожника Джока Стёрджеса, Киселев повесил на задник своей студии большой плакат с надписью: «Культура против искусства». Для тех, кто не понял, Киселев объяснил, что, оказывается, это на авансцену вышла наша культура и в галерее Люмьер столкнулась с искусством. Для тех, кто по-прежнему не понимает, кто – кого обливал мочой, искусство – культуру или наоборот, Киселев растолковал, что вот этот, с банкой, он, оказывается был как раз уполномоченным от культуры, а то, что висело на стене – это как раз искусство. Те, кто пытается тут что-то понять, должны оставить эти попытки. Это надо запоминать, как неправильные глаголы. Моча - это культура. А фотографии - это, наоборот, искусство. 

 Завершая свой глубокий культурологический анализ, Киселев пожаловался: «Слишком много мочи в нашей сегодняшней культуре!». Возможно, мне почудилось, но физиономия у Киселева была при этом крайне довольная.

С вершин киселевского анализа культуры (анализа в хорошем смысле слова) спустимся в унылые равнины нашей образовательной политики, о которых шла речь в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», которая, естественно, вышла в среду, 28.09.2016. Ну, а как вы думаете, кто был главным экспертом по вопросам детского воспитания и школьного образования в ток-шоу на главном государственном канале страны? Даю подсказку: «Коричневая пугов…». Правильно! Ну, конечно, сталинист Николай Стариков. Он первым делом, естественно, напомнил, что советская школа была признана лучшей в мире, и создавалась она, естественно, Сталиным.

Соловьев попытался робко возразить, что про школу что-то писал и Ленин, но Стариков его строго оборвал, заявив, что Ленин, может, что-то и писал, а Сталин все сделал.  И тут же объяснил, что школа – это институт по формированию будущего, а вот будущего, в котором люди знают два языка нам категорически не надо. Это было, как выяснилось, главное преступление бывшего министра образования и науки – то, что он хотел ввести в школах преподавание второго языка.

«Готовим прислугу для заграницы!», - обличал министра-предателя сталинист Стариков. После чего потребовал немедленно вернуть ему назад советскую школу, советский школьный учебник и в целом советскую систему образования. «В Америке система образования деградирует!», - обрадовался сталинист Стариков.

«У нас все каналы говорят разное!», - сокрушался радиоведущий Армен Гаспарян. Я немного удивился, поскольку, по моим наблюдениям, в последние 15 лет все российские каналы говорят практически одно и то же. Но тут радиоведущий Гаспарян уточнил, что он имел в виду «Дождь» и «Эхо Москвы» и все встало на свои места. «Катастрофа полная!», - продолжал сокрушаться Гаспарян – «Что понаписали так называемые блоггеры!». Радиоведущий Гаспарян был безутешен в своем горе, но тут декан Виталий Третьяков взял судьбу школы в свои руки, и в студии крепко и приторно запахло  оптимизмом.

«Максимальный успех был в 30-40-е годы», - объявил декан Третьяков. И потребовал: «Давайте возьмем те программы и вернем их в школы!». Практически все, что говорил дальше декан Третьяков, можно смело считать афоризмами. Вот послушайте:

 - «Школьников научили свободе выбора, поэтому они не умеют говорить».

- «Какие у 14-летних школьников могут быть мысли по поводу Анны Карениной?».

- «Надо, чтобы школа была хороша, иначе завтра увидим то, что наблюдаем на Украине!».

Некоторым картинам не нужна рамка. Вот и шедевры от Третьякова я не хочу портить своими комментариями.

РЕПОРТЕР ИЛИ БОЛЕЛЬЩИК?

В газете «Спорт-экспресс» от 2.10.2016 опубликован материал Игоря Рабинера под названием: «Я получил четыреста одну угрозу смерти». История шведского разоблачения». Эту статью надо заставлять читать вслух всех сотрудников российских СМИ, и требовать читать ее каждый день как молитву. А при поступлении на факультеты журналистики обязательно требовать читать эту статью на память, как стихи. Да, и еще можно при вручении дипломов в качестве журналистской клятвы торжественно зачитывать краткое содержание этого материала.

Перескажу суть своими словами. Шведский журналист Ян Бенгтссон во время зимней Олимпиады в Нагано в 1998 году раскопал факт отсутствия у защитника «Тре Крунур» Ульфа Самуэльссона шведского гражданства.

Получилось это случайно. Когда Самуэльссон проходил мимо группы журналистов, кто-то из американских репортеров, обозленный на грубую игру шведского защитника против сборной США, в сердцах бросил: «Как этот сукин сын получил гражданство США?».

Значение этой фразы станет понятно, если учесть два обстоятельство. В Швеции в то время было запрещено двойное гражданство. А Олимпийская хартия запрещает выступать за страну спортсмену, не имеющему ее гражданства. То есть обнародование этого факта означало, что сборная Швеции вылетает из Олимпиады.

Ян Бенгтссон – это элита шведской спортивной журналистики. Он освещал 26 хоккейных чемпионатов и десять Олимпиад. И, естественно, был ярым болельщиком «Тре Крунур», как любой нормальный швед. Как он потом писал, в тот момент у него не было сомнений, как поступить. Учитывая важность решения, собрал пятерых шведских журналистов и спросил совет. Мнение – единодушное. Позвонил боссу в Стокгольм. Тот спросил: «Are we reporters or supporters?». Хотя все были, конечно, болельщики, но ответ был единодушным: «Мы – репортеры!». Материал был тут же отправлен в печать.

Самуэльссон подтвердил американское гражданство и немедленно был отправлен домой. Интернет-версии газеты в то время не было, поэтому, пока газета вышла на бумаге, шведы успели проиграть финнам. И это спасло «Тре Крунур» от позорного снятия с Олимпиады МОКом.

После выхода статьи на него обрушился ад. Он не мог вернуться в Швецию. Ему звонили и  кричали: «Ты предал свою страну!». Он получил 401 угрозу смерти по телефону и письменно. Он  и его семья вынуждены были на три недели уехать в США, а когда вернулись, ему и его семье пришлось приставить телохранителей. Даже сегодня, 18 лет спустя, кто-то при случайной встрече, узнав, бросает ему проклятия.

Для журналистского сообщества Швеции Ян Бенгтссон – герой и эталон. Его статья включена в качестве отдельной главы в учебники журналистики. Союз журналистов Швеции объявил ту его публикацию – журналистским достижением года.

Казалось бы как просто: узнал о значимом факте – опубликовал… И тут вдруг выясняется, что в этом простом поступке разверзается бездна, которую не в состоянии не то, что преодолеть, даже осмыслить, даже увидеть 99,9% тех, кто работает в российских СМИ. Просто быть репортером, а не болельщиком – этот шаг невозможен для тех, кто постоянно потребляет «коктейль бесстыдства» и потчует им своих сограждан.

Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:


- PAYPAL


4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка

13 комментариев:

  1. Разумеется, я совершенно согласен с вашим тезисом о полном бесстыдстве, царящем на политическом и медийном пространствах в России. С одним уточнением. Отсутствие стыда - это все-таки симптом, а диагноз - это отсутствие совести. И это заболевание началось вовсе не при Путине, хотя и перешло при нем в терминальную стадию. Совесть как институт была вытравлена ещё при Сталине - отсюда и довлатовские четыре миллионов доносов. В результате не только журналисты не занимаются журналистикой, но и врачи не лечат, учителя бог знает чему учат, а судьи ежедневно отправляют заведомо невиновных людей за решетку и прекрасно спят ночью (про полицию вообще лучше не говорить). В результате чиновник, сбивший ребёнка, немедленно тянется к телефону, чтобы позвонить знакомому прокурору, а не в скорую помощь. И прекрасно спит по ночам всю свою оставшуюся жизнь.
    Что же касается Бориса Джонсона, то справедливости ради, нужно отметить, что с концепцией стыда он знаком лишь понаслышке, так что в предмете явно не эксперт. А будь он 'рафинированным интеллектуалом', то возможно был бы знаком с очень точным диагнозом России, поставленным его куда более достойным соотечественником Мартином Эймисом в романе 'Дом свиданий':
    "Если это правда, что они говорят, и моя страна умирает, то я думаю, я могу сказать почему. Видишь ли, детка, совесть - жизненно важный орган, а не додаток, как миндалины или аденоиды"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не хотелось бы вступать в терминологический спор, но все-таки замечу, что совесть - приспособление для ощущения вины. То есть индивидуальное переживание. Стыд возникает как реакция на реальное или потенциальное осуждение обществом. "Перед людьми стыдно" - это у русских. "Потеря лица" - у японцев. Стыд - продукт коллективистских социумов, вина - индивидуалистских.

      Удалить
    2. У меня впечатление, что тут всё-таки не терминологические, а технологические погрешности из-за идеализации коллективизма и/или индивидуализма обществ- вряд ли коллективисткая составляющая могла полностью выанахронизироваться из англоязычной, например, культуры.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    5. Вообще-то слово "совесть" не встречается в отечественных религиозных текстах, в том числе и в комментариях религиозных деятелей. Слово "совесть" пришло из старославянского языка (coвесть), где оно - словообразовательная калька греческого syneidesis "совесть", "сознание долга".

      Удалить
    6. "Стыд возникает как реакция на реальное или потенциальное осуждение обществом. " -- а без этого осуждения человеку не должно быть стыдно ? Например , если никого нет ,чтобы осуждать ? нет свидетелей совершения кем-то либо чего -либо .И человек может не париться ? Но тут выходит на сцену совесть ,если ,конечно, она присутствует

      Удалить
  2. Очень интересный случай со шведским журналистом! Спасибо автору!

    ОтветитьУдалить
  3. "Андрей Норкин окончил среднюю школу в 1985 году, после которой поступил на факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ). С 1985 года по 1986 год трудился слесарем"

    слесарь конечно всяко почтеннее журналюги, вособливости ежели лекальщик-инструментальщик. но вот слесарь-журналюга это блеск.
    слесарь-пиздун. значится образование у него 5 классов и опер кгб в армии курс молодого стукача преподал. гной от гноя человеческого. кстати "украинца" этого не жаль вовсе - куда попёрся дебил? на тиви порядочного человека увидеть невозможно в принципе. первое начало фашистского регламента.

    со спртом как-то не очень... спорт сам по себе как минимум аморален, зачастую преступен. лучше примеры из других областей. да и сам принцип спорен - великий чекистский разоблачитель демократии сноуборден-асанж, что тоже иерой своим иеройством прочих гадов превосходящий?

    а в прочем прекрасно. прочтя половину захотелось посмотреть кто автор, - ага натурально яковенко. как всегда дочитал с удовольствием. и да, в споре про стыд и совесть яковенко более убедителен

    ОтветитьУдалить
  4. почему нами руководят кто угодно, но только не порядочные мужики вроде Вас?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. порядочные до туда не добираются, а если с ними это происходит, то получается либо ещё пока только опозоренный Касьянов- либо укокошенный Немцов
      это незыблимый принцип комплектования ордынской элиты- порядочных туда пускают лишь на кризисные периоды тушить пожар склада и втёмную прикрывать следы сворованного.

      Удалить
    2. ...либо УЖЕ укокошенный Немцов

      Удалить
  5. Я позволю себе прокомментировать случай со шведским хоккеистом исключительно ради уточнения технических деталей.
    Шведский репортер случайно откопал не отсутствие у шведского хоккеиста шведского гражданства, а наличие у него американского. Действительно, получение любого другого гражданства означало утрату шведского, но шведское МВД ничего не знало о получении им американского, поэтому он продолжал числиться шведским гражданином. Да, его отправили домой, но директорат соревнований принял решение о том, что хоккейная команда Швеции наказана не будет, поэтому "позорное снятие с Олимпиады МОКом" оставим на совести автора текста. Более того, решение директора устояло и в Спортивном Арбитражном суде, так как чехи подали протест и потребовали снятия с команды Швеции всех очков, набранных в играх с участием Самуэльссона.

    ОтветитьУдалить