Исходник - тут: https://7days.us/igor-akovenko-soblaznenie-besputnostu
В чем политический смысл идей,
отвергающих саму концепцию пути для России, и почему эти идеи так нужны Кремлю
В российской
общественной мысли существует довольно давняя традиция обоснования особого
исторического пути. В 19-м веке Н.Я.Данилевский выделял особый славянский
культурный тип, которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада».
Ф.М.Достоевский был убежден в особом призвании России возглавить человечество
на его особом, специфическом для русского православия религиозном пути
спасения. Потом были десятилетия советского коммунизма, который был, с одной
стороны, совершенно западным учением. Но, с другой стороны, поскольку Запад на него с
интересом покосился, и не принял в качестве инструкции по созданию будущего,
получилось, что это тоже наш особый путь. В путинской России нет
государственной идеологии. Во власти есть плакальщики по СССР, в том числе и
те, кто молится на Сталина, есть евразийцы, есть те, кто призывает брать пример
с Китая. Единственный пункт, по которому в российской власти есть согласие –
это отвержение западного пути развития. У нас особый путь. Особая демократия.
Суверенная. Без выборов. Без разделения властей. Без федерации. Особая
экономика. С рынком, который весь проглочен государством. И т.д. Если это все
изложить в виде текста, разбив на пункты, то получится то, что Умберто Эко в
своем эссе назвал «вечный фашизм». Фашизмом мы быть не хотим, поэтому такого
систематического изложение особого пути путинской России нет, и не будет. Внятного
объяснения, в чем состоит «особый путь» никогда не было и явно не появится в
будущем. Поэтому «эксперты», близкие к власти вот уже довольно давно отстаивают
точку зрения, что сама идея «пути» для России бессмысленна и вредна.
В «Огоньке»
от 27.11.2017 (№ 47) в рубрике «Россия и мир» опубликована подборка материалов,
цель которых – доказать, что у России нет никакого пути вообще, ни западного,
ни восточного, ни особого евразийского, вообще никакого пути нет. «Сама
концепция пути ошибочна», - собственно,
так и называется основной материал профессора НИУ ВШЭ Симона Кордонского.
В качестве доказательства этого вывода под
этой же рубрикой опубликована статья Ольги Пинчук «Связанные одним цехом», в
котором автор рассказывает о том, как на одном заводе попытались завести
западный менеджмент, и как из этого получилась сплошная ерунда. «Западный
менеджмент» в итоге был сам по себе, а заводской цех сам по себе. «Цех не понимает,
зачем такое количество людей работает в офисе, почему эти люди приходят на
завод, почему они ходят в курилку на улицу табуном, почему летом устраивают
общие игры в волейбол», - сообщает Ольга Пинчук.
А еще в
доказательство того, что ничто западное у нас не приживается, в подборке
приведены итоги опроса, в ходе которого респондентам был задан вопрос: «Можно
ли западные эффективные модели управления привнести в Россию?». Самым
распространенным был ответ: «Не стоит браться за чужие рецепты, нам нужны свои»
- 41,6%. Еще один отрицательный вариант ответа выбрали 19,6% опрошенных,
которые считают: «Нет, для этого нужен западный менталитет». Вариант: «Все
возможно, главное – воля руководства» выбрали 38,8% опрошенных. Итог:
большинством в почти две трети население отвергает западные модели управления,
несмотря на всю их эффективность.
Правда,
социологи – кстати, в материале указаны итоги опроса, даты и объем выборки, но
не указано, кто проводил опрос – судя по всему, использовали асимметричную
шкалу, что является довольно грубым нарушением. А именно, вариантов,
отвергающих западный менеджмент, предложено два, а допускающих забугорные
рецепты – всего один. Такая асимметричная шкала всегда деформирует результат.
Но не будем
придираться и рассмотрим вопрос по существу аргументов, приведенных в главной
статье Симона Кордонского, которая носит концептуальный характер, а все остальное
– и статья Пинчук и данные опроса – это гарнир. Основные идеи Кордонского: «реальность
в России практически не описана», «наши полстеры, социологи, социальные
философы и прочие ориентированы на импортные технологии, а социология как
таковая (не суть важно, какая она сейчас: «государственная» или «оппозиционная»)
сформировалась на финансовой поддержке фонда Сороса и других западных фондов и
посажена на соответствующую платформу», «наши богатые люди, которые берут на
работу выпускников MBA, часто называют их «дятлами». И вообще, у нас нет экономики
и все не так, как у них, поэтому западные методы управления нам не годятся.
На вопрос, а
какие годятся, профессор Кордонский не отвечает, но требует проводить
исследования, которые надо начинать с «описания реальности». Как описывать реальность,
не имея никакого понятийного аппарата (западный не годится, своего нет)
профессор Кордонский не говорит. «Нормальный человек с незашоренным взглядом»
уже в рамках описаний фиксирует основные характеристики социума. Будучи
человеком вполне нормальным и имея
совершенно незашоренный взгляд, профессор Кордонский делает несколько
важных выводов.
Вывод первый: наша реальность описывается только
через сословия. «Сословия, в отличие от классов, этносов, просто социальных
групп – это группы, созданные государством», - утверждает профессор Кордонский.
Чтобы понять, что вкладывает профессор Кордонский в понятие «сословие»,
рассмотрим одно из них, а именно сословие, которое называется «рабочие».
Профессор Кордонский убежден, что «рабочие – это все работающие по найму».
Профессор прямо называет рабочими преподавателей вузов, ученых, врачей и
деятелей культуры.
Никто в мире
не имеет права запрещать профессору Кордонскому объединять в одну социальную
группу дворника-гастарбайтера, профессора вуза и топ-менеджера госкорпорации. А
объединив, то есть, силою своей мысли загнав их в одно помещение, повесить на
них на всех табличку: «сословие рабочие». Силой воображения можно создать еще и
не такие группы, например, разбить человечество на группы по первым буквам
фамилий. После чего утверждать, что Гарри Каспаров и Алексей Кудрин относятся к
одному политическому типу, а Алексей Навальный входит в одну группу с депутатом
Вячеславом Никоновым. Проблема лишь в том, что такие группы существуют лишь в
воображении их создателей, а на деле у людей, в них искусственно загнанных, все
разное: имущественный и социальный статус, ментальность, ценности, поведение.
Теория, созданная на такой основе, не будет работать, поскольку она не
описывает никакой реальности.
Некоторые
вещи, которые утверждает профессор Кордонский в попытках обосновать «беспутность»
России, вызывают ощущение, что профессор описывает какую-то иную реальность.
Например, профессор утверждает, что в 1920-1930 годы «ни татар, ни башкир, ни
черкесов как наций не существовало. У этих этносов только после Великой
Отечественной войны начало просыпаться национальное самосознание». Такое ощущение,
что профессор Кордонский вообще не знаком с историей татарского народа,
который, утратив свою государственность в 1552 году, сохранил национальное
самосознание под тяжелой плитой Российской империи, которая пыталась это
самосознание вытравить, в том числе создавая для этой цели специальные структуры,
вроде Новокрещенской конторы. После чего народ пронес свое самосознание сквозь толщу
десятилетий советской империи, в которой «татарских националистов» гнобили
неизмеримо жестче, чем в империи Российской.
Все эти
странные утверждения профессору Кордонскому нужны только для того, чтобы обосновать
вывод второй и сказать вот эти
слова: «Понимаете, сама концепция пути несколько ошибочна. Вместо того, чтобы
жить, мы пытаемся идти по пути, руководствуясь очередной импортной теорией – то
марксизмом в его ленинском или сталинском варианте, то капитализмом в его
старейшем изводе… А не надо идти по пути. Откуда вы знаете критерии лучшего,
куда развиваться, если даже не знаете страны? … Реальной политикой для России
было бы принятие страны такой, какая она есть». Конец цитаты.
Профессор
Симон Кордонский не зря работал в Администрации президента. В его странных теоретических
построениях есть очень простая политическая логика. Вот она: «Поскольку люди
привыкли осмысливать и описывать реальность в терминах рыночной парадигмы –
равенства перед законом и демократии, то ясное неравенство они воспринимают как
нонсенс, протестуют против него. Между тем как оно наша конструктивная
особенность, а не просто «недостаток». Понятно вам? Не надо протестовать против
коррупции, против несправедливости, против мракобесия, против войн, которые
ведет Путин и его банда. Это «наша конструктивная особенность», а не «недостатки».
Смиритесь, крепостные рабы, поскольку профессор Кордонский вас определил именно
в такое сословие, и «принимайте страну такой, какая она есть»…
4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка
'...Откуда вы знаете критерии лучшего, куда развиваться, если даже не знаете страны? … Реальной политикой для России было бы принятие страны такой, какая она есть...' замечательный логический кульбит. Людям, действительно, трудно решить наперед, не в самых общих чертах, но конкретно, в каком обществе они хотели бы жить, у них перед глазами нет примеров - ни в истории России, которая каждый раз перекраивается, ни на Западе, о котором многим известна только карикатура. Но, казалось бы, должны ясно знать, чего они не хотят - несменяемой и самовосполнимой власти; возможности террора; отсутствия власти закона; всеобъемлющей коррупции и пр. И уже потому не должны, казалось бы, принимать существующий порядок как единственно возможный. Он есть - но он не должен быть. И тут на спасение властям приходит вечный надёжный союзник - страх. Страх перед внешним врагом, страх перед бунтом, кровавым и прочая. А значит - пусть лучше остаётся, как есть. Мириться лучше со знакомым злом,.. Господин Кордовский тут очень не оригинален, но текст его доклада проверен столетиями. ------- Игорь Яковлевич, восхищаюсь вашим умением говорить просто, но без вульгарных упрощений; действовать на разум и на эмоции. Но больше всего восхищаюсь вашим терпением.
ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалитьГиблая пустыня - ни конца, ни кpая.
Общая святыня - мать-земля сыpая.
Топи да болота, степи да чащобы,
Хpамов позолота, а вокpуг - тpущобы,
Завывает вьюга, гонит снег по кpугу ...
Коpотка кольчуга на спине у дpуга!
Глушь да буеpаки, воpовство да дpаки,
Да сpамные вpаки вечеpом в баpаке.
Пpём с мольбой о чуде пpямиком в тpясину.
Каждому Иуде - личную осину!
Каждому кумиpу возжигаем свечки,
Да гpозимся миpу встать с холодной печки:
Вот подымем знамя, да пpойдем с боями,
Тем же, кто не с нами - гнить в зловонной яме!
Вытопчем доpогу к вашему поpогу,
Пусть идем не в ногу, но зато нас много.
Пыл наш не умерить, рвемся в бой отважно,
Главное - чтоб верить, а во что - неважно.
Не считаем трупы, не боимся мести,
Ничего, что глупо, главное, что вместе!
Пить - так до упаду, мордой в грязь с размаху,
Нету с нами сладу, во нагнали страху!
Все кругом поруша, перед образами
Изливаем душу пьяными слезами.
Нас видать по pоже, выpосших без нянек,
Нам свой кнут доpоже, чем замоpский пpяник.
Мы в гробу видали ихние конфетки!
Будем жить и дале в клетке, как и предки.
Нам все пеpемены - как седло коpове,
Гpязи по колено, да по пояс кpови.
Завывает вьюга, свиpипеет стужа,
Ничего, что туго - может быть и хуже . . . Ю. Нестеренко.
За что люблю блог Игоря Яковенко, так это за то, что он генерирует массу фельетонных тем. То есть генерирует сама русская действительность, а мудрый журналист фокусирует ракурс. Но в этом и заключается его талант.
ОтветитьУдалитьНу, и ко всему прочему: язык, тонкий сарказм, правильная позиция. Одним словом, спасибо.
Но главное – фельетоны, которые легко можно писать на тему исследований Игоря Яковенко.
+1
УдалитьРоссия просто вернулась на 100 лет назад к сословному обществу. Вот в этом профессор прав: Российская реальность описывается только через сословия. Еще немного и возродят монархию.
ОтветитьУдалитьгосподин полковник, тоже согласен с профессором в плане сословий. только, имхо, мы не на сто лет вернулись. налицо проявление марксистского закона спиральности развития. мы сейчас на очередном витке. всё естественным образом упростилось. есть два сословия: рабочие и элита.
УдалитьРоссия вернулась на 100 лет назад к сословному обществу. В этом профессор прав. Еще немного и официально возродят монархию.
ОтветитьУдалитьВ путинской России нет государственной идеологии.
ОтветитьУдалить======================================================
Это только внешне - нет. А на самом деле, копнув чуть глубже - есть ! Вот она: "обмани и властвуй !" И нет путинистов (кроме уж совсем идиотов, блаженных), которые эту идеологию не исповедуют.