пятница, 16 сентября 2016 г.

ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ: ТИХО И ГРЯЗНО


                                                                   Рисунок Алексея Меринова

Сегодня, 16.09.2019 завершается период агитации в думской кампании, который длился 28 дней. Завтра – день тишины. Послезавтра выборы. Про содержательную сторону выборов напишу отдельно, а сейчас про форму и внешние характеристики того, что за эти 28 дней пытались 14 партий, принимающих участие в выборах, сообщить 111,6 миллионам избирателей (109,7 живут внутри России, 1,9 – за ее границами).

То, что эта думская кампания – самая тихая и незаметная в новой истории России, не отмечал за эти дни только очень ленивый. Причины на поверхности: власть очень не хочет, чтобы на эти выборы кто-то пришел. В смысле, кто-то кроме тех, кого власть пригонит строем. Понять обитателей Кремля тоже можно: жить стало заметно хуже, а ощущения восторга от покражи Крыма уже не такие острые. Сказать людям по большому счету нечего. Отсюда и дата и время дебатов и в целом небольшое, в сравнении с предыдущими кампаниями, количество сюжетов на эту тему  в государственных СМИ.

Партии, естественно, заинтересованы в мобилизации своего электората, поэтому вкладываются в продвижение. По сравнению с выборами 2011 года общий объем партийных денег, потраченных на телевизионную рекламу, несколько уменьшился: в 2016 – 200,9 миллиона рублей, в 2011 было потрачено 206,2 миллиона. Здесь и далее данные TNS MEDIA и Агентства ARENA(HAVAS). Лидируют в этой кампании по затратам на рекламу в ТВ «Единая Россия» - 35,5 млн руб, ЛДПР – 33,4 млн и Партия Роста – 22,6 млн. В 2011 тройка лидеров выглядела так: ЛДПР – 77,1 млн руб, «Единая Россия» - 59.1 млн, «Справедливая Россия» - 46,5 млн.

Эти цифры, естественно, не являются реальным отражением присутствия партий в телевизоре, поскольку в ток-шоу, итоговых, информационно-аналитических и новостных программах представители четырех отрядов партии власти присутствуют постоянно, причем совершенно бесплатно и задолго до начала агитационной кампании. Представители «Единой России» вообще практически не вылезают из телевизора круглый год.

Я бы не стал называть эту кампанию самой грязной в новейшей истории российского парламентаризма. Выборы 1999 года по уровню грязи вполне конкурентоспособны. Достаточно вспомнить тотальную войну Доренко против сустава Примакова в эфире первого канала (тогда ОРТ) и локальные войны против «Яблоко» (сюжеты «Гомосексуалисты за Явлинского» и т.д. в эфире государственного телеканала и т.д.). Кстати, эти грязные войны оказались эффективны: и «Отечество – вся Россия» и «Яблоко» тогда получили намного меньше голосов, чем им предсказывали на старте кампании.

В кампании 2016 года грязи было, наверное, рекордное количество, но она была какой-то мелкой и не талантливой. Одним словом, нынешней грязи явно не хватало креатива. Наверное, больше всего т.н. федеральной грязи было вылито на ПАРНАС: как минимум 5 чернушных фильмов и программ на федеральных телеканалах. По округам больше других обливали грязью «Яблоко» и КПРФ. В Тушинском одномандатном округе Москвы, где от «Яблока» идет Дмитрий Гудков, распространялась фальшивая газета «Совершенно секретно», на первой полосе которой размещен материал «Ху ю а, мистер Гудкофф?», в котором избирателям сообщили, что Тушинский округ стал тренировочным лагерем майдана, а также опубликован совершенно дикий антисемитский материал о руководителе избирательного штаба Гудкова, Максиме Каце. Естественно, никакого отношения к реальной газете «Совершенно секретно» это изделие не имеет.

В целом, таких «подметных газет» в эту кампанию было довольно много, но те из них, которые удалось посмотреть, были настолько бездарно и топорно сделаны, что вполне могут оказать обратный эффект, повышая узнаваемость кандидата, ставшего объектом очернения и вызвать желание в знак протеста проголосовать за жертву такой грубой провокации.

Крайне грязную кампанию ведет в Медведковском округе столицы лидер партии «Зеленые» Митволь против «яблочника» Бабушкина, не меньшие потоки грязи выливаются на Валерия Рашкина (КПРФ) который идет по Люблинскому округу и первым номером от КПРФ по Москве. Есть сведения о запредельно грязных кампаниях, которые ведутся против Рыжкова (от «Яблока») в Барнаульском округе и против Бароновой от "Открытой России" в Центральном округе столицы.

Есть гипотеза, что в условиях общей апатии и отстраненности населения от выборов, партии должны вложить в агитационное послание только одну мысль, причем очень простую, поскольку, якобы, больше голова избирателя вмещать отказывается. Если эта гипотеза верна, то самый правильный подход к содержанию агитации продемонстрировали «Единая Россия» и ПАРНАС.

 «Единая Россия» не говорит своему избирателю ничего, кроме того, что она – партия Путина. И это доказывается тем, что Путин работает у них диктором, который озвучивает агитационные ролики. У ПАРНАСа самой выигрышной идеей является простая мысль, что это партия «против Путина». Эту идею лучше всех проводит Вячеслав Мальцев, который обещает «посадить царя на кол» и дудит клаксоном на Игоря Коротченко, когда тот мешает ему говорить. Выступления Михаила Касьянова, кстати, неожиданно яркие и убедительные, тем не менее, не столь последовательно и прямолинейно проводят эту линию. Если гипотеза «одна мысль в одной голове» верна, то ПАРНАСу следовало бы проводить кампанию более однозначно, даже в ущерб содержательности. Тем не менее, ядро тех, для кого неважно как, главное, чтобы против Путина, эта агитация может побудить голосовать за ПАРНАС.

Самый лучший рекламный ролик, по общему мнению экспертов, был у «Яблока». Это видео про ручку: «Новый яблочный девайс». Не случайно в первые же часы этот ролик набрал более миллиона просмотров. Самоирония, плюс одна простая ясная идея, плюс призыв к действию: хочешь изменить будущее – ручку в руки и ставь «галку» против «Яблока» - получилась эталонная реклама в условиях данной кампании. Ролик: «Без слов», где Явлинский один сидит на стуле и молча показывает листки с краткими яблочными тезисами, набрал в первые часы полмиллиона просмотров и вправе претендовать на второе место в конкурсе вирусной рекламы на этих выборах.

Вирусная реклама «Справедливой России» может служить примером освоения денег. Мультфильмы про «Дебаттлы» в стиле рэп, в которых мультяшный Миронов побеждает мультяшных Зюганова и Ж., сделаны настолько натужно, не остроумно и в целом топорно, что их просто физически тяжело досмотреть до конца.

Агитационная кампания КПРФ громоздка, монументальна и тяжеловесна, собственно, как и должен выглядеть обломок советской цивилизации. Газеты «Правда» с обилием красной краски, по нескольку штук в почтовый ящик, плюс попытки использовать Интернет и кубы, при полном непонимании, что это такое и как этим пользоваться. В итоге, цель достигнута – обломкам советской цивилизации среди населения напомнили, что в бюллетене есть их партия. Придут все, как в советские времена. Партия Ж. в рекламе не нуждается, хотя ее много. Просто Ж., подобно МММ и есть реклама в чистом, дистиллированом виде. Реклама без объекта рекламирования.

В целом, четыре думские партии заинтересованы в том, чтобы никакой агитационной кампании не было, и они могли бы сохранить свои места в ГД. И этот интерес сквозит во всех их выступлениях. Попытки оппозиционных партий что-то сказать населению, которое в целом не настроено слушать, и при этом еще и преодолевать сопротивление власти, которая создает помехи для разговора с гражданами, и в итоге сам разговор получается как сквозь вату - это довольно экстремальное занятие. Результаты этих попыток увидим 19.09.2016.

Поддержать блог Игоря Яковенко можно так:


- PAYPAL


4081 7810 4042 2000 8420 - Счет Альфа-Банка (Перевод для Яковенко Игоря Александровича)
6390 0238 9051 578359 - Карта Сбербанка

11 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
  3. Вот пришла от Ж. токая агитка-почти устав. Тираж 750 000 , размер 11Х14 см. на 65 страничках.
    https://scontent-ams3-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/14368768_854298521372922_8428817817390334290_n.jpg?oh=f35518cb5efd7a79f49cc2a7e204271f&oe=587410D2
    Если прибавить пламенные критические его выступления на ТВаналах , то он уже опережает ЕР.
    А Н.И.Меркушкин пишет:"Если ты не пришёл на выборы, то не имеешь права спрашивать с власти"--можно подумать , если этот Н.И.М. получит 146% голосов , то с него что-то можно и спросить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЕР он, конечно, не опередит, а с КПРФ может пободаться

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить